Бесплатный хостинг uCoz  
Понедельник, 24.09.2018, 16:49
Приветствую Вас, Гость
 

 Взаимодействие семьи и детского сада  в рамках реализации инновационного проекта в МБДО уд/с № 7 .

  Воспитатель МБДОУ д/с № 7

Хобта Виктория Викторовна

 ФГОС ДО -  является основой для оказания помощи родителям (законным представите­лям) в воспитании детей, охране и укреплении их физическо­го и психического здоровья, в развитии индивидуальных спо­собностей и необходимой коррекции нарушений их развития  (п.1.7. ФГОС ДО).

  Цели работы ДОУ с семьёй

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
  • Установление доверительных, партнерских отношений с родителями

Основные задачи работы:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Мы считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

  Первым этапом работы в данном направлении был педагогический мониторинг  по изучению семьи, в ходе которого мы  получили информацию о возрасте родителей, их образовании, интересах, отношении к ребёнку; выявили трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, их желания и надежды относительно будущего ребенка, пожелания и предложения. Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребёнком использовали методику «Родительское сочинение», в которой педагог предлагал родителям написать сочинение на тему: «Мой ребёнок» или «Портрет моего ребёнка». Учитывая формирующиеся  образовательные запросы родителей, педагоги учитывали  их пожелания, старались узнать их возможности в совместном воспитании дошкольников.

С этой целью был создан родительский клуб «Общение», на встречах которого родители делились  своим опытом в воспитании детей, в деловой игре «Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми», в ходе тематической встречи «Хорошо и плохо» освоили азбуку нравственности.   С целью видения  проблемы семьи «глазами ребенка» проводили   анализ детских рисунков на тему «Моя семья», использовали диагностические игры «Семья» и другие. Наш опыт показывает, что родители с удовольствием посещают заседания клуба. Эта форма преподнесения психолого – педагогических знаний очень эффективна и, как оказалось, востребована. Подготовка к занятиям клуба требует творческого подхода, времени и слаженной работы единомышленников. Темы выбираются с учетом запроса родителей и стоящих перед нами задач.   В конечном счете, такие встречи способствуют установлению взаимопонимания, доверия, уважения.

   Так же был организован детско - родительский   клуб: «Родительские встречи» и  родительский клуб: « Театральные встречи» на заседаниях которого, родители были участниками инсценировок, мини – спектаклей. Затем выступали в качестве героев на утренниках и развлечениях: «Приключения в осеннем лесу», « Новогодний карнавал», «Сила матери».   Такие мероприятия  помогли создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Родители  проявляли  смекалку и фантазию в различных конкурсах, показывали  свои творческие способности и артистичность. Использование досуговых форм способствовало тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители стали  более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

 В ДОУ функционирует детско – родительская поэтическая студия «Романтика». В нее вошли:

- серия музыкально – литературных гостиных по временам года («Мелодии и краски осени», «Волшебные звуки зимы», «Весенний калейдоскоп», «Здравствуй лето красное!»);

- знакомство с творчеством детских поэтов, писателей, композиторов;

- вечера авторского творчества родителей (чтение стихов, рассказов, пение песен собственного сочинения).

Родители самые близкие и родные люди для  своих детей! На таких мероприятиях они увидели, что дети гордятся ими. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали в гостиной, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения и радость сопереживания.

      Для повышения качества сотрудничества с семьями группы риска в ДОУ создана творческая семейная лаборатория  по работе с трудными детьми: «Вдохновение». Для нас было важно выстроить систему социальной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развития. По общепринятому мнению родители – это первые педагоги детей. Но очень часто им не хватает элементарных психолого – педагогических знаний. Специалистами нашего детского сада разработан план социальной поддержки семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии в условиях детского сада, в основе которого профессиональные знания, умения специалистов ДОУ. В каждом занятии тренинга дается  и обсуждается информация по   заявленной теме, проводятся  психогимнастические упражнения и игры, тесты, разыгрываются  и анализируются  различные ситуации и т.д.  

     В ДОУ в настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения, направленные на установление   контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Одна из таких форм – педагогический патронаж.   

- это дополнительная работа с  ЧБД (проведение НОД на дому)

- посещение этих детей специалистами ДОУ;

- НОД  и консультации с детьми ГКП;

- работа с детьми инвалидами;

- работа в  группах семейного воспитания (консультирование и обучение мамы - воспитателя и детей).

       На сегодняшний день можно сказать, что в нашем детском саду сложилась определенная система в работе с родителями.  Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители   становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

    Родители стали проявлять искренний интерес к жизни  детского сада,  научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Но мы не остановились  на достигнутом, а продолжали  искать новые формы  работы  с родителями.  В 2014 году  разработали новый инновационный  проект по взаимодействию с семьями воспитанников: «Разработка и апробация инновационной модели поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования опыта самостоятельной творческой деятельности дошкольников».

Благодаря реализации проекта   создана инновационная модель поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования опыта самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Выстроенная система позволит предоставлять качественные и вариативные услуги для детей и родителей, повысить открытость и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации. Благодаря реализации проекта будут организованы совместные проекты, направленные на преодоление проблемы неуспешности  детей на ступени  дошкольного образования. Проект позволит объединить кадровые ресурсы ДОУ для решения задач художественно-эстетического развития дошкольников.    

     В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.