Бесплатный хостинг uCoz  
Среда, 15.08.2018, 20:26
Приветствую Вас, Гость
 

Где же лево, а где право?

 

В чём проблема.

         Мы воспринимаем пространство вокруг нас благодаря комплексному взаимодействию зрения, слуха и осязания. Примерно с двух лет начинается период, когда уже можно формировать у малыша представление о левой и правой стороне тела. И только потом начнётся осознание окружающего пространства. Завершается этот процесс к 6-7 годам, т.е. к началу обучения в школе. В противном случае ребёнка ожидают большие трудности. Самые явные – проблемы с обучением грамоте и письму. Ведь в их основу положен графический анализ написания буквы и синтез её по инструкциям учителя. Даже то, с чего начинается жизнь 1-го класса, - организационный момент: ходить по парам, поднимать правую руку, следовать инструкции учителя «отступите слева две клеточки» - всё это требует чётко сформированного навыка определения в пространстве. Потому малыш, не обладая этими простейшими умениями, становится неуверенным в себе, тревожным, затрачивает больше времени на выполнение заданий, не успевает. Так как всё это приходится на период адаптации к школе, когда даже подготовленные дети испытывают тяжёлый стресс, ситуация становится совсем плачевной.

Раннее начало.

         С самыми маленькими просто: всё, что вы им говорите, это и есть «учебный материал», это и есть «учебный материал», так что просто называйте вещи своими именами. Сколько раз на дню приходится надевать и снимать распашоночки, кофточки, варежки? Так что, когда работа сделана, уместно сказать с удовлетворением: «Вот  правую ручку и одели!» В общем, не сомневайтесь, количество перейдёт в качество, и вчерашний несмышлёныш протянет вам сначала правую, а потом левую руку. Всё это можно отнести к пропедевтике, подготовительной работе, хотя здесь мы рассчитываем не только на память. Обучение работает на рефлекторном уровне, выстраивая цепочку «слово-рука».

Что делать?

         Самое лучшее время для того, чтобы малыш что-то усвоил, время, когда обучение максимально эффективно (так называемый сенситивный период) – с 2,5 лет. Здесь уже можно рассчитывать на зачатки сознательности, ценные минуты произвольного внимания.

         Однако необходимо помнить, что дети сначала начинают различать собственные руки, ноги, уши, а потом уже станут дифференцировать предметы вокруг себя по этому признаку. Это обусловлено тем, что мышление у ребятишек 2-4 лет конкретное, предметно-действенное.

         Запоминать детям легче и естественнее что-то одно, чаще – правую руку. А дальше будем руководствоваться остаточным принципом: если та правая, значит, этой руке делать нечего, будет левой. Удобно взять браслетик для ребёнка. Только акцентируйте внимание на то, что это персональный браслетик (или ленточка с написанным на ней именем). Наденьте его на правую ручку со словами:

Браслетик, прочно надетый мамой,

Укажет точно, где ручка правая.

Также неплох альтернативный вариант – наклейки, столь любимые детворой. Но используйте их только на одну руку, не нужно украшать правую звёздочкой, а левую цветочком – это внесёт лишнюю путаницу.

         Теперь, разобравшись с руками, расширяем границы:

·        правая рука легла на бок (какой?) правый;

·        взялась за коленку (какую?) правую;

·        схватилась за ухо (какое?) правое.

Вывод: всё, что находится со стороны правой руки,- правое; со стороны левой – будет левым.

Делайте с ребёнком динамическую зарядку – командуйте: левой-правой.

Предлагайте разнообразные забавные стишки:

Ручка правая проснулась, встрепенулась, потянулась,

Ушко правое потёрла и легла на правый бок.

Ручка левая проснулась, встрепенулась, потянулась,

Ушко левое потёрла и легла на левый бок.

Ножкой правой: топ-топ-топ.

Ножкой левой: топ-топ-топ.

И двумя руками: хлоп!

Тут есть очень важный момент – показывая малышу физические упражнения, да и любые движения в принципе, делать это нужно, встав спиной к нему! В противном случае возникнет эффект зеркального отражения – вы скажете «поднимаем правую руку», покажете движение правой рукой, а ребёнок сделает это левой, будучи уверенным в своей правоте.

         Порадует малыша и такой приём – косметическим карандашом проведите на его лице посередине вертикальную линию и обсудите, что справа от неё, а что слева. Обратите внимание на нос – не справа, не слева, он посередине, а вот ноздри разделились. Так же и рот – посередине, а зубы можно назвать справа и слева. Кстати, если линию сделать из варенья, будет ещё веселее!

Мир так изменчив…

         Разобравшись с собственным телом, можно приступать к окружающему миру. Самый простой и работающий вариант: на что удобно показать правой рукой, то находится справа, и наоборот соответственно. Сначала отработайте эти понятия, не изменяя позиции малыша.

·        Например, ребёнок сидит на диване и называет всё, что слева. Теперь вы просите его встать и повернуться лицом к дивану. Какие вещи сейчас находятся по правую руку, а какие – по левую?

·        Потребуется достаточно много времени, чтобы перестать путаться в таких непостоянных вещах.

·        Пусть малыш попробует сформулировать ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы стол, стоящий справа, оказался слева?»

·        Обращаем внимание на то, что про местоположение предмета можно сказать и «справа», и «слева». Имеет значение относительно чего.

·        Посадите в ряд игрушки, мишка будет справа от зайца, но слева от обезьянки.

·        Походите вместе с ребёнком по квартире, тренироваться можно буквально на всём: стол справа от холодильника, но слева от плиты и т.п.

·        Возьмите игрушечную машинку, и пусть малыш провезёт её по заданному вами маршруту (не стоит давать подряд несколько инструкций, излагайте их постепенно). Дальше можно усложнить, спросив: «Куда попадёт машинка, если повернёт направо, потом ещё раз направо, затем налево?»

·        На улице множество предметов, в том числе и движущихся; рассматривать их – одно удовольствие: автобус был слева, теперь справа. Предлагайте ребёнку описывать ваши передвижения.

·        С 4 лет можно предлагать малышу графические диктанты, сначала упрощённые. На листе бумаги в крупную клетку заштрихуйте в центре клеточку и дайте малышу. Предложите ему закрасить красным карандашом клеточку справа от вашей, потом синим карандашом клеточку слева. Позже можно пробовать отсчитывать по 2-3 клеточки и менять направление, получая забавные рисунки. Обращаем внимание, что значит «справа налево» и «слева направо». Хорошо будет порисовать стрелочки по тем направлениям, которые задаёт мама.

А если с вами левша?

И, конечно, особое внимание на детей с ведущей левой рукой. Ведущая роль одной руки уже заложена с рождения ребёнка, точнее, ещё с пренатального (внутриутробного) развития. Тенденции вы можете наблюдать, но ни в коем случае нельзя переучивать левшу. Это приведёт к пагубным последствиям: нарушиться отлаженная связь между полушариями головного мозга. Даже если вам кажется, что в вашем доме растёт левша, помните, что окончательно об этом можно говорить в 5-6 лет, сейчас же предлагайте карандаши в обе руки. Не настаивайте, чтобы малыш взял именно в правую; пусть сам определиться.

Левшам сложнее научиться ориентироваться в пространстве. Особую сложность создаёт то, что правое может стать левым, и наоборот. Но ваша настойчивость и терпение, внимательность и креативность помогут малышу освоить эту науку.

        

         И не забывайте, что залог успеха – постоянные упражнения, тогда у вашего крохи чётко сформируется навык, и через несколько лет у него не будет проблем ни в школе, ни дома. УДАЧИ!