Бесплатный хостинг uCoz  
Воскресенье, 27.05.2018, 13:03
Приветствую Вас, Гость
 

Инновационный проект

 

«Разработка и апробация инновационной модели поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений и образов у детей старшего дошкольного возраста».

 

Руководитель проекта: заведующий МБДОУ д/с № 7 Ехлакова Вера Васильевна

Авторы проекта: Зубарь Жанна Анатольевна, ст. воспитатель МБДОУ д/с № 7; Хобта Виктория Викторовна, воспитатель МБДОУ д/с № 7.  

ВИГ по разработке проекта:  Зуева Анна Ильинична воспитатель МБДОУ д/с № 7, Некрасова Мария Михайловна воспитатель МБДОУ д/с № 7, Пасечная  С. А. – воспитатель  МБДОУ д/с № 7;  Ульянова  Г.Г. – музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 7; Коваленко А.Г. – педагог – психолог МБДОУ д/с № 7.

                                                       Тимашевск

2015г.

Актуальность проблемы.

 

      Важным направлением реализации ФГОС ДО является  познавательное  развитие детей, которое призвано  решить насущную задачу реализации   потенциала растущего человека. В соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО деятельность образовательной организации в этом направлении должна обеспечить развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части  и целом, пространстве и времени и др.). Гибкость, пластичность, непосредственность и непроизвольность  познавательного развития ребенка предъявляют новые требования к организации образовательного процесса, среди которых особо необходимо выделить непрерывность   и обогащение (амплификацию) познавательного  развития, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений и активное сотрудничество дошкольной организации с семьей.

Наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что большей мере обусловлена особой спецификой так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.

Основной целью математического образования ребенка на дошкольном этапе его развития является знакомство с  азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста, поэтому формирование  и развитие математического мышления должно осуществляться своевременно. Очевидно, что достижение этих задач требует от дошкольной образовательной организации поиска нового содержания, форм и технологий педагогической деятельности и творческого осмысления прежнего  опыта  работы. По нашему мнению, областью, в которой скрыты  инновационные возможности и ресурсы для решения этих задач является  система  взаимодействия  семьи и ДОО.

Однако, путь к эффективному диалогу этих двух социальных институтов в последнее время осложнен тем, что родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. В результате происходит снижение воспитательного потенциала семьи, изменяется ее роль в реализации творческого потенциала детей. Активность родителей, как правило, сводится к участию их в управлении ДОУ (родительский комитет, попечительский совет, совет по питанию и т.д.). Основными  формами организации работы с родителями являются традиционные родительские собрания, консультации и семинары, родители привлекаются к совместному проведению праздников, туристических прогулок и утренников.

          Необходимо отметить, что существующие программы дошкольного образования специально не рассматривают взаимодействие с родителями по   развитию  у детей первичных математических представлений частью времени, отведенного на реализацию  базовой части задач ООП ДОО. Участие родителей в педагогической деятельности специально  не регламентируется, а строится на основе инициативы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время отсутствуют конкретные рекомендации по содержанию, формам и механизмам  взаимодействия родителей и педагогов ДОО, которые были ориентированы на достижение современного качества образования в области математического  развития  дошкольников.

В этой связи, можно зафиксировать противоречие между сформировавшейся  потребностью в разработке нового содержания и форм взаимодействия родителей и педагогов ДОО, способствующих эффективному участию  родителей в реализации требований ФГОС ДО в части   математического  развития дошкольников и отсутствием объективного знания, подходов и технологических средств этого взаимодействия. 

Проблематика  проекта.

На основании выявленного противоречия определим проблему проекта: как моделировать и реализовать обладающее полнотой (полноценное) взаимодействие родителей и педагогов дошкольной образовательной организации, обеспечивающее формирование у дошкольников  первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего бурным развитием науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области знаний.                         

                                    Объект исследования

Объект исследования: процесс взаимодействия семьи и  дошкольной образовательной организации

Предмет исследования

Предмет исследования: содержание, формы и технологии поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Контингент участников проекта

Учитывая специфику  деятельности по апробации новой модели взаимодействия с семьями воспитанников в качестве экспериментальных определены группы:   старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности; подготовительной группы общеразвивающей направленности. Общее количество  40 чел. В проекте должны принять участие педагоги (8 чел.) и родители (40 чел.)

Гипотеза проекта

Гипотеза проекта: взаимодействие с родителями в рамках задач познавательного  развития дошкольников, будет эффективным и обеспечит выполнение требований ФГОС ДО, если:

1) дошкольная образовательная организация  будет целенаправленно осуществлять поддержку и индивидуальное сопровождение становления и развития  педагогической культуры родителей  в области  математического развития  дошкольников;

2) интеграция родителей в образовательную деятельность по решению задач математического  развития детей будет осуществляться с учетом  выявленных образовательных потребностей родителей;

3) поддержка образовательных инициатив семьи будет базироваться на единстве подходов к реализации целевых установок математического  развития дошкольников; взаимном уважении участвующих в совместной деятельности сторон при понимании специфики решаемых задач каждым ее участником; с учетом всеми субъектами воспитания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

4) дошкольная образовательная организация обеспечит предоставление родителям информации  о задачах  математического  развития дошкольников; обеспечит поиск, использованию материалов, связанных с  реализацией ООП ДОО, в том числе в информационной среде; организует систематическое обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией данного направления ООП ДО.

5) формами  поддержки образовательных инициатив родителей в целях формирования первичных математических представлений дошкольников будут сотрудничество в рамках исследовательских проектов, где взрослые могут выступать в качестве консультантов и помощников дошкольников, а также участие родителей в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов математического  развития  ребенка.

Цель проекта

Цель проекта: разработка и апробация инновационной модели поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений  дошкольников.

 

Задачи проекта

1) обосновать необходимость  разработки инновационной модели поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования   первичных математических представлений  дошкольников;

2) уточнить педагогические понятия «образовательные инициативы семьи», «первичные математические представления  дошкольников»;

3)выявить педагогические принципы организации поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования опыта самостоятельной  деятельности дошкольников для освоения первичных математических представлений;

4) разработать:

-педагогическую стратегию поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования опыта самостоятельной деятельности дошкольников по формированию элементарных математических представлений ;

-модель поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования опыта самостоятельной творческой деятельности дошкольников по формированию элементарных математических представлений;

-критерии, показатели, признаки, параметры и индикаторы эффективности образовательной деятельности по поддержке образовательных инициатив семьи в целях формирования элементарных математических представлений дошкольников;

-прогноз развития педагогической системы дошкольной образовательной организации, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию дошкольников;

-прогноз перспектив развития инновации;

-алгоритм, формы, методы и технологии  поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования   элементарных математических представлений  дошкольников;

-модели мероприятий по поддержке образовательных инициатив семьи в целях формирования   элементарных математических представлений   дошкольников.

                                              Методы исследования

        Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ  психологической и педагогической литературы; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение (прямое, косвенное, включенное); диагностические методы (тестирование); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); статистические методы исследования.

                                

Методологические основания проекта

Проект базируется на следующих принципах: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства,  как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и подростков; уважение личности ребенка; учет индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество образовательной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

       Подход как научно-методическая позиция содержит принципиальные исходные позиции (основанные на доминирующих в науке теориях, концепциях и парадигмах) отбора содержания дошкольного образования, адекватных ему технологий реализации и проектирования результатов. Среди подходов, используемых в проекте, необходимо выделить следующие: личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей; диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности,   самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект - субъектных отношений.

Инновационные продукты проекта, которые будут получены по завершении цикла инновационной деятельности:

-уточнены понятия «образовательные инициативы семьи», «первичные математические представления»;

-разработана педагогическая стратегия поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования  первичных математических представлений  дошкольников;

-уточнены педагогические принципы организации стратегия поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования элементарных математических представлений  дошкольников;

-выявлены новые критерии, показатели, признаки, параметры и индикаторы эффективности деятельности по поддержке образовательных инициатив семьи в целях формирования   элементарных математических представлений  дошкольников;

-модель поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования элементарных математических представлений   дошкольников;

-прогноз развития педагогической системы дошкольной образовательной организации, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию дошкольников; 

-прогноз перспектив развития инновации;

-алгоритм, формы, методы и технологии  поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования элементарных математических представлений  дошкольников;

-формы и методы подготовки педагогов к деятельности  по поддержке образовательных инициатив семьи в целях формирования  элементарных математических представлений дошкольников;

-серия научно-методических статей по проблематике проекта.

Ожидаемые эффекты проекта, которые будут получены по завершении цикла инновационной деятельности: будут созданы условия для эффективного взаимодействия родителей и педагогов ДОО; педагоги ДОО смогут целостно видеть развитие ребенка; администрация сможет целостно видеть развитие своей дошкольной образовательной организации; создание качественной системы сопровождения дошкольников; будут созданы условия для всестороннего и гармоничного развития детей; расширяться формы сопровождения детей в образовательном процессе ДОО; будет создана  система работы, обеспечивающая конкурентоспособность дошкольной образовательной организации и его сотрудников; повысится инновационный потенциал ДОО; повысится профессионализм работающих в ДОО сотрудников; повысится конкурентоспособность ДОО

Перспективы развития проекта. Благодаря реализации проекта будет создана инновационная модель поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования опыта самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Выстроенная система позволит предоставлять качественные и вариативные услуги для детей и родителей, повысить открытость и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации. Благодаря реализации проекта будут организованы совместные проекты, направленные на преодоление проблемы неуспешности  детей на ступени  дошкольного образования. Проект позволит объединить кадровые ресурсы ДОО для решения задач математического развития дошкольников.

  Эффективность проекта: увеличится % детей с высоким уровнем развития, способствующим их дальнейшей успешности и конкурентоспособности в современном мире; увеличится % родителей, активно участвующих образовательном процессе ДОО; появятся  педагоги, умеющие эффективно работать в новых условиях ФГОС ДО.

Основные подходы к оценке эффективности реализации проекта. Лонгитюдное исследование развития дошкольников, лонгитюдные исследования образовательного процесса ДОО, сравнительный анализ. Экспертные заключения. Степень достижения запланированных результатов.

 Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения: результаты опроса родителей; выполнение рабочего плана реализации проекта, достижение конкретных ожидаемых результатов; прохождение педагогами ДОО курсовой подготовки по различным направлениям проблематики проекта; количество созданных инновационных программ; повышение квалификации педагогических работников, занятых в проекте, в процентах к общему числу педагогов; количество публикаций педагогов по данной проблеме; количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям проекта.

Программа Реализации инновационного проекта: Проект предполагается реализовать в три этапа. На каждом этапе, в зависимости от задач, должны   применяться разные методы исследования. На первом этапе (2015 - 2016г.г.) будут изучены психолого - педагогические труды отечественных и зарубежных авторов, диссертационные работы по теме исследования, опыт работы и уточнена методологическая основы проекта; внесены необходимые изменения в нормативную базу; выработаны предложения  по видам деятельности; созданы условия для реализации проекта.

На втором этапе (2016 — 2017г.г.):

-разработана педагогическая стратегия поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений  дошкольников;

уточнены педагогические принципы организации стратегия поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений   дошкольников;

-выявлены новые критерии, показатели, признаки, параметры и индикаторы эффективности деятельности по поддержке образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений   дошкольников;

      -разработана модель поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования   первичных математических представлений дошкольников;

      -определены критерии, показатели, признаки, параметры и индикаторы эффективности образовательной деятельности по поддержке образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений;

-составлен прогноз развития педагогической системы дошкольной образовательной организации, обеспечивающей позитивную социализацию и индивидуализацию дошкольников; 

-разработан прогноз перспектив развития инновации;

-разработаны алгоритм, формы, методы и технологии  поддержки образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений у детей;

 -разработаны формы и методы подготовки педагогов к деятельности  по поддержке образовательных  инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений дошкольников;

-разработаны модели мероприятий по  поддержке образовательных инициатив семьи в целях формирования  первичных математических представлений дошкольников;

-выполнена серия научно-методических статей по проблематике проекта;

-методические рекомендации «Поддержка образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений дошкольников».

На третьем этапе (2017 - 2018г.г.) будет проведен анализ и теоретическое обобщение данных опытно – экспериментальной работы; проведена итоговая диагностика эффективности проекта; обобщен опыта инновационной деятельности, оформлены и опубликованы результаты проведенных исследований и реализованных инноваций. Опубликованы методические рекомендации «Поддержка образовательных инициатив семьи в целях формирования первичных математических представлений  дошкольников».

Необходимые условия для реализации проекта: официальное присвоение статуса инновационной

 площадки, открытие финансирования. Организация специальной подготовки педагогов в условиях ДОО и центров повышения квалификации; моральное и материальное стимулирование участников проекта.

 Нормативная основа проекта.

Федеральные законы

 

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановления и распоряжения Правительства РФ

2.Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

3.Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»)

4.Распоряжение Правительства России от 24.12.2013 г. № 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации».

Приказы

5.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам –   дошкольного образования».

6.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

7.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"»

8.Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».    

Концепции, постановления

9.Концепция развития математического образования в Краснодарском крае в 2015 году (приказ МОН Краснодарского края от 31ю12.2014 года          № 5747)

10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"» 

Письма, планы мероприятий

 11.Письмо Минобрнауки России от 17.11. 2011 г. № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151 "Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях"».

12. ПисьмоМинобрнауки России от 01.10.2013 № 08-1408 «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования»)

13.Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 г. «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций».

14.План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования (утвержден 31.12.2013 г. первым зам. Министра образования и науки РФ).

15.Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

Используемая литература

  1.  Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2000-№ 2 с. 74.
  2. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999.
  3. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№ 6 с.16
  4. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№ 4 с.52
  5. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2004-№ 2 с.3
  6. Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№ 5 с.12
  7. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два - ступенька-М.,2004
  8. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
  9. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. «Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», № 4 2007г.
  10.  В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». № 1 2000. С. 24 – 36.
  11.  З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.
  12.  А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.