Бесплатный хостинг uCoz  
Среда, 17.10.2018, 00:01
Приветствую Вас, Гость
 
Комментарий специалиста

<<<вернуться назад

Комментарий специалиста

 

_М.Б.Полыгалова__________________

учитель-логопед высшей категории МБДОУ д\с №7

 

- Дислексия (как сопутствующая ей дисграфия) не имеет прямого отношения к умственным способностям человека. Это стойкая неспособность к овладению навыками чтения и письма именно у людей с полноценным интеллектом, слухом и зрением.

Мальчики страдают дислексией в 4-5 раз чаще, чем девочки. Некоторые ученые считают, что заболевание напрямую связано с леворукостью, что многое объясняет: левшей среди мальчиков больше, чем среди девочек. Особенно подвержены левши переученные. У них вместо левого полушария мозга, контролирующего речь, более активное правое .Если ребенок развивается в соответствии с программой, которая заложена природой, связи между полушариями устанавливаются естественно и прочно. А вот при переучивании происходит вмешательство в деятельность мозга, и он дает сбой.

Раньше таких причисляли к лентяям и двоечникам. И невдомек было и учителям, родителям, что причина неуспеваемости- не лень, а наследственность, не позволяющая ребенку читать бегло, как другие одноклассники. Представьте себе, что центры в мозге, управляющие языком, слухом и зрением, действуют рассогласованно, как лебедь, рак, и щука: мозг не понимает того, что видит глаз, а язык не поворачивается это сказать.

Насторожить должны специфические и постоянно повторяющиеся ошибки, которые простительны в самом начале обучения, но обычные дети их быстро исправляют, а вот их ровесники дислексики продолжают топтаться на месте. Смешение букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляционным признакам звуки (б-п, р-л-й, г-к), оптические ошибки ( зеркальное написание букв), неточное соотнесение звука и буквы, пропуски гласных и согласных (паровоз- «првоз», скамейка- «камейка»), добавление и перестановка звуков и слогов( лопата- лотапа)…Чем тяжелее дислексия, чем сложнее читать текст, тем многочисленнее и разнообразнее ошибки. Нарушается понимание прочитанного как на уровне отдельного слова, так и всего тексталова заменяются похожими ( вылетел- влетел).

Дислексия делает человека неуверенным, робким, мнительным либо наоборот, агрессивным и озлобленным. Конечно, такие дети не вписываются в идеальную картину школьной успеваемости и зачастую ходят в неучах и тупицах.

Дислексию можно – и нужно!- лечить. Главное- вовремя обнаружить нарушения, разобраться в их причинах и начать правильную коррекционную работу.

Мне хотелось бы указать 4 основные причины возникновения дислексии.

Первая- устно- речевой дефицит, при котором ребенок с трудом овладевает звукопроизношением, лексикой, грамматикой, связной речью.

Вторая - зрительный дефицит, связанный с нарушениями восприятия информации. Это никак не проявляется в повседневной жизни, но стоит человеку взять в руки печатный текст - и перед глазами все рябит. Буквы расплываются, строчки превращаются в лабиринты. Начинаются резь в глазах, головная боль и даже тошнота.

Третья возможная причина - минимальная мозговая дисфункция в результате локальных поражений головного мозга во время внутриутробного развития.

Кстати, генетически передаваемая дислексия имеет ту же причину: по наследству передается специфическая незрелость коры головного мозга , при которой участки, отвечающие за чтение, не формируется или развивается не правильно.

И четвертая причина- нарушение межполушарных связей головного мозга. определить это можно еще в раннем детстве: ребенок отстает в моторном развитии от своих сверстников, долго не держит голову, не ползает. Дело в том , что межполушарные связи устанавливаются как раз в процессе овладения моторными навыками и доведения их до автоматизма. Если какой- либо этап пропущен, жди неприятностей.

А еще причина дислексии таится в излишних амбициях родителей. Например ,слишком раннее обучение двум и более языкам может обернуться сильным стрессом для мозга ребенка.

Если обнаружились проблемы с речью в дошкольном возрасте, первый специалист, к которому нужно обратиться, - логопед. Он устранит речевые дефекты. А если проблема не в речи, логопед направит к другим специалистам. Визит к логопеду не надо откладывать, если развивающий нормально ребенок к середине первого учебного года не сделал заметных сдвигов в обучении чтению и письму. Чем раньше специалист начнет коррекционную работу, тем скорее появятся успехи.