Бесплатный хостинг uCoz  
Воскресенье, 27.05.2018, 20:39
Приветствую Вас, Гость
 

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

 «Путешествие на теплоходе» (с использованием элементов ТРИЗ).

                                     Воспитатель: Пасечная Светлана Алексеевна

Программные задачи:

Формировать у детей основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности.

Обогащать круг представлений через исследовательскую деятельность.

Развивать творческое воображение, сообразительность, познавательную активность.

Воспитывать ответственность, чувство взаимопомощи, дружеское взаимопонимание и взаимоотношение между сверстниками.

Материал и оборудование: большие модули, раковины, трубка телефона, бумага и простые карандаши для игры «Дорисуй и назови предмет».

 

Ход НОД:

 

Игра: «На чем можно путешествовать?» (Ответы ДА или НЕТ)

На ковре самолете…

На пароходе…

На собаках…

На оленях…

На корабле…

На лягушке-царевне…

На верблюде…

На поезде…

 

Капитан: Внимание! Внимание! Наш теплоход «Любознательный»  (макет из модулей) отправляется. Пассажиры, займите,  пожалуйста, свои места.  (Дети садятся стулья). Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, в страну сказок и фантазии.

(Раздаётся звонок телефона, капитан поднимает трубку, внимательно слушает). Ребята, наше отплытие задерживается.

Дети: Что случилось? Почему мы не можем плыть?

Капитан: Мне только что сообщили, что в машинном отделении потоп. Там образовалась пробоина.  Может быть,  вы подскажете, чем можно закрыть дыру.

Дети: Забить гвоздями, досками, пластмассой,  вставить пробку или ведро, заткнуть тряпкой, забить железом, залить цементным раствором и т.п.

Капитан: Огромное спасибо. Теперь мы спасены и можем смело отправляться в путь. Путешествие у нас будет не только интересным, но и трудным.  А чтобы было веселее и легче было преодолеть трудности, давайте с вами поиграем.  На палубу нашего теплохода морская  волна принесла необычные раковины. Чтобы началась наша игра, нужно попробовать открыть одну из раковин (дети открывают первую раковину). Посмотрите, здесь имеется надпись, прочтите.

Дети: Здесь написано название сказки «Гуси – лебеди».

Капитан: Это значит, что с вами решили поиграть гуси – лебеди. Они никогда не видели настоящий самолёт и хотят подробнее узнать о нём. Я думаю, что вы многое можете рассказать.

 

Начнём (системный анализ):

 

1.Самолёт – это какая система?  (Рукотворная).

 2.Для чего она предназначена? (Перевозить людей, грузы, для военных целей).

3.Из каких частей состоит?  (Крылья, хвост, нос, салон).

4.Чем была в прошлом эта система?  (Металлом, пластмассой, стеклом, тканью).

5.Как эта система превратилась в объект?  (Собрали на заводе).

6.Каким этот объект будет в будущем? (Старым, сломанным, нелетающим).

7.Как можно данному объекту продлить жизнь? (Отремонтировать, покрасить, заменить сломанные детали).

8.Из каких человечков состоит самолёт?  (Твёрдых, жидких, газообразных).

Молодцы.

 

Динамическая пауза «Самолет».

 

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

 

А теперь скорее открывайте следующую раковину (дети читают название сказки).

Дети: Здесь написано название сказки «Снежная королева».

Капитан: Сейчас с вами будет играть Снежная королева. Представьте, что мы с вами оказались в её заколдованном королевстве, которое окружено сломанными льдинами. Чтобы выбраться из него, нам необходимо сковать море во льды и освободить проход для нашего теплохода (дети разбиваются по 3-4 человека и играют в игру «Сложи квадрат»). Отлично, ребята.  Я думаю, что мы справились с колдовством Снежной королевы. Проходите на свои места, путешествие продолжается.   

Вскрываем следующую раковину, с нами играет Гном-весельчак. Он придумал сказку, но не всё у него складно получается. Он просит вас помочь ему. Слушайте. В маленьком сказочном городке жили-были  гномы. Решили они навестить своих друзей. На чём они могли отправиться к ним?

Дети: На машине, велосипеде, на лодке, на самолёте, на поезде, электричке, воздушном шаре.

Капитан: Хорошо, чтобы отправиться в путь, нужно взять с собой всё самое необходимое. Как вы думаете, что?

Дети: Продукты, воду, спички, фонарик, палатку, посуду, тёплую одежду.

Капитан: Гномы готовы. Поднялись они на воздушном шаре под самые облака. И вдруг, что такое, шар начал опускаться вниз. Как помочь гномам справиться с бедой?

Дети: Сбросить часть груза, спичками нагревать воздух, всем вместе дуть в шар и он будет подниматься.

Капитан: Путешественники перебрались через горы и реки, приземлились на лесной поляне. Но тут они обнаружили, что сильно проголодались, а корзины с продуктами нет, ведь гномы от неё избавились как от лишнего груза. Подскажите, чем можно подкрепиться в лесу?

Дети: Ягодами, грибами, листьями, съедобной травой, дичью, водой из лесного ручья.

Капитан: Утолили гномы жажду, и голод и отправились дальше. Наконец они добрались до дома, где живут их друзья. Но вот беда, туда им не попасть, потому что их друзья  крошечные человечки. Как быть?

Дети: Взять волшебную палочку, съесть волшебную конфету, сказать слова – заклинания.

Капитан: Гномы благодаря вам хорошо провели время у своих друзей. Но как не хорошо в гостях – дома лучше.   Собрались наши путешественники в обратный путь, но вот не задача – шар улетел. Опять гномам нужна ваша помощь. Как гномам можно добраться домой?

Дети: Сделать плот (если рядом река), собрать машину, велосипед.

Капитан: А теперь приглашаю всех на морскую разминку, так как нам понадобятся силы для дальнейшего путешествия.

Игра «Море волнуется».

 

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

Морская фигура на месте замри!

 

Капитан:  Впереди по курсу «Остров умников»! Жители этого острова приготовили нам задание. Они знают, что вы собираетесь в школу и хотят проверить ваши знания.

 

1 задание – закончи предложение:

• Белокрылая хозяйка, над водой летает…(чайка)

• По морю синему плывет трехэтажный…(пароход)

• Большому судну не страшна океанская…(волна)

 

2 задание – загадки:

 • Сколько у осьминога ног-щупалец (восемь)

 • У родителей и деток вся одежда из монеток  (рыбы)

 • Через океан плывет великан и выпускает фонтан (кит)

 

3 задание – задачи:

• Жил в реке один налим, пять ершей дружили с ним.

Ну-ка, быстро посчитай, сколько рыбок, отвечай? (6)

• Улов у Поликарпа 4 карася, 3 карпа. Сколько рыбок всего? (7)

• На берегу 4 рака затеяли драку. Два удрали. Сколько раков победу    справляли? (2)

 

Капитан: У нас осталась последняя раковина. С вами играет неизвестный художник. Этот художник писал замечательные картины, которые нравились всем жителям сказочного города. Но злой колдун, завидовавший художнику и его таланту, заколдовал его картины,  и  изображения на них почти исчезли. Художник был очень опечален, так как не мог вспомнить, что же на них было написано. Давайте поможем художнику восстановить все картины.

 

Игра «Дорисуй и назови предмет».

Дети рассказывают, что они нарисовали.

 

Капитан: Интересным было путешествие, да и потрудиться нам пришлось немало. Предлагаю спуститься  в  кают – компанию, там вас ждёт угощение и чай.