Бесплатный хостинг uCoz  
Вторник, 20.02.2018, 22:24
Приветствую Вас, Гость
 

Консультация учителя- логопеда МБДОУ д/с №7

Полыгаловой Марины Борисовны

 

 

Заикание чаще всего возникает в возрасте от 2 до 5лет, когда нервная система, слуходвигательные и речевые системы мозга ещё не окрепли, поэтому их функция легко нарушается неблагоприятными условиями ( чрезмерными или слишком сложными раздражителями), а затем – в 7 лет( поступление в школу)

Благоприятную почву для возникновения заикания представляет болезненное состояние нервной системы ребенка, обусловленное рядом обстоятельств: неблагоприятные условия беременности, тяжелые роды, детские болезни, особенно коклюш, вызывающий судороги в речевых органах, тяжелые условия жизни в семье и т.п. В результате дети часто оказываются капризными, непоседливыми, раздражительными, с тревожным сном, плохим аппетитом.

Это отдаленные, предрасполагающие причины заикания, которые не всегда обязательно вызывают заикание. Но при подобном болезненном состоянии нервной системы для появления заикания иногда достаточно действия даже не очень сильных, но необычных, неожиданных или длительных раздражителей, являющихся для слабой нервной системы чрезмерными. Ближайшие, производящие причины заикания:

Испуг, внезапное изменение обстановки, страх, даже во сне, боязнь темноты, одиночества, ожидаемого наказания, которыми запугивают детей взрослые, когда они не засыпают и т. п. Например один ребенок стал заикаться, увидав как дед- мороз снял маску и на его глазах превратился в его собственного папу. Катя, девочка шести лет, боялась фотографироваться. Её насильно сфотографировали, и она стала заикаться.

Возможно заикание детей и вследствие медленного развития речи или плохого произношения некоторых звуков. В этом случае какая- то недостаточность в речедвигательных системах мозга вызывает заикание. Заикание у детей, особенно у нервных, в старшем возрасте может произойти из-за болезненного самовнушения

( патологической фиксации), нередко « при помощи» окружающих и вследствие неудач в речи ( искажение звука, трудность выразить свою мысль словами и т.п.)

У некоторых дошкольников подобное происходит от чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопиться, подражая быстрой речи окружающих и стремясь , в силу своей повышенной возбудимости, быстро высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках- начинает заикаться.

Дети слабого нервного типа. Для них вредно выслушивать с утра до ночи сказки, рассказы, чтение, иногда с трудным для ребенка содержанием и языком.

Возможны возникновения заикания в момент засыпания или полудремотном состоянии, возникает самовнушение(состояние мозга, парадоксальная фаза, т.е слабые раздражители воздействуют на него больше, чем сильные).Такое состояние наблюдается при утомлении, страхе, растерянности, трусости, боязливости. В таком состоянии любая запинка в речи может легко и прочно закрепиться и превратится в заикание.

Физические травмы( ушибы головы, падение с высоты) , инфекционные заболевания: коклюш, глисты и т.п. нередко вызывают заикание.

Встречаются случаи заикания по подражанию: психически неустойчивые дети, слушая речь заикающихся или передразнивая их, невольно, в силу рефлекса подражания, сами начинают заикаться.

В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи, т.е. нарушение, срыв нормальной деятельности в результате чрезмерных раздражителей нервной системы.

Заикание возникает иногда в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера. Например, папа предлагает ребенку погулять по саду, а мама запрещает: « Не смей идти – опять весь перемажешься в грязи». В результате у неуравновешенного ребенка может произойти срыв (истерика) и – заикание.

Эти срывы свойственны неуравновешенному типу нервной системы, преимущественно слабому, и зависят не только от типа её, но и от многих других причин: от общей обстановки( ситуации), характера речи ребенка и окружения, прошлого опыта, состояния здоровья, настроения, возраста и т.п.

Бывает, что ребенок не в состоянии надлежаще проанализировать создавшуюся вокруг него сложную и трудную ситуацию речевого общения и начинает заикаться. Например, Матвей П. в отсутствие родителей разбил в буфете банку с вареньем. Проходит день, два, три. Мама не обнаруживает « несчастья», а ребенок нервничает, плохо спит, отвечает невпопад. На четвертый день родители замечают, что сын стал заикаться. Иногда заикание также может случиться из-за ревности первенца в отношении появившегося братца или сестрицы.

Следует воздержаться от досрочного обучения заикающегося иностранному языку- заикание может усилиться (особенно при строгих требованиях со стороны обучающего).

Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если он здоров, то он в случае подобных воздействий быстро приходит в норму.

Не является ли заикание наследственным? Так еще многие думают, но это мнение неправильно. В данном случае по наследству может передаться лишь неполноценность нервной системы. Вот почему у заикающихся родителей далеко не всегда и не все дети заикаются.

 

Заикание связано со всей личностью ребенка и его взаимоотношениями с окружающими.