Бесплатный хостинг uCoz  
Суббота, 24.02.2018, 23:04
Приветствую Вас, Гость
 

Здоровье до того превышает

все остальные блага жизни,

что поистине здоровый

нищий счастливее

больного короля.

А. Шопенгауэр.

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья). Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приёмы самообслуживания. Именно в этом возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребёнка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.

Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия. В соответствии с ней необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребёнка, его подготовки к школе, активно внедряя такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.

По определению Н. К. Смирнова, «Здоровьесберегающие образовательные технологии – такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью». Понятие «здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии и рассматривается как «сертификат безопасности для здоровья».

Цели здоровьесберегающих технологий:

-формировать осознанное отношение к здоровью, укреплять и сохранять его механизмы;

- развивать ценностные ориентации;

-воспитывать здоровую личность ребёнка.

На практике – это совокупность методов и приёмов педагогической работы, комплекс профилактических и коррекционных мероприятий, дополняющих и обогащающих традиционные формы работы с детьми.

Одним из основных направлений по эффективности применения здоровьесберегающих технологий справедливо считается физическая культура. Не последнюю роль в оздоровлении детей специалисты отводят музыке. О её целебных свойствах свидетельствуют самые древние источники. По приданию, поэты и музыканты Арион с острова Лесбос и Терпандр из Спарты (7 век до н.э) музыкой спасали людей от болезней. Сохранилась легенда о философе, математике и музыканте Пифагоре (6 век до н.э.), который музыкой усмирил юношу, собиравшегося поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи создали учение, согласно которому музыка может управлять душой человека, пробуждая в ней добро и зло. Платон и Аристотель считали, что она восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле, а выдающийся среднеазиатский учёный, врачи философ Авиценна(980 – 1037) лечил музыкой больных нервно – психическими заболеваниями. С 19 в. музыкотерапия распространилась и в Европе.

В наши дни врачи всё чаще обращаются к «музыкальному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Определённый интерес представляют исследования современных педагогов и учёных. Так, например П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В.М. Бехтерев – отечественный невролог, психиатр и психолог – доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека. Специалисты считают, что благотворное её влияние распространяется на весь организм: центральную нервную, сердечно – сосудистую, эндокринную, пищеварительную системы, а также на социокоммуникативные и адаптационные механизмы.

Говоря о музыкальном воспитании дошкольников, нужно вспомнить высказывания Н. А. Ветлугиной. Она отмечала, что развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность (образное, ассоциативное мышление, речь, умение пользоваться словами – эпитетами); пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений, развивает зрение и даже математические способности (количественный и порядковый счёт, знание геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве и делать перестроения).

Таким образом, музыка – одно из средств физического, психического и интеллектуального развития детей.

В режиме инновационной деятельности в сфере дошкольного образования вышеизложенный вывод послужил толчком к поиску таких технологических приёмов, которые бы соединяли в себе музыкальное воспитание с оздоровительными мероприятиями.

Это значит, что традиционные виды музыкальной деятельности, развивающие потенциал музыкальных и творческих способностей ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья, т.е. целесообразно использовать в музыкальной деятельности современные здоровьесберегающие технологии, а именно.

- коммуникативные песенки – распевки или игры – приветствия

- активное слушание;

- дыхательную и артикуляционную гимнастику;

- оздоровительные и фонопедические упражнения;

- игровой массаж;

- пальчиковые и речевые игры,

- музыкотерапию,

- игры – этюды на формирование правильной осанки,

- психогимнастику.

 

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании образуют систему работы, суть которой состоит в следующем.

Каждую встречу с детьми в музыкальном зале начинать с оптимистичной песенки – распевки с нехитрым текстом и несложной мелодией. Состоящей из звуков мажорной гаммы. Поднимающей настроение и задающей позитивный настрой к восприятию окружающего мира. Улучшающей эмоциональный климат общения с детьми.

Слушание музыки и разучивание текстов песен чередовать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Первичное ознакомление с музыкой, т.е. «пассивное» слушание, сменять при дальнейшем восприятии на активное – выражение эмоциональной реакции на музыку через двигательные импровизации.

Перед пением делать дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для органов дыхания, горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.

Музыкально – ритмические движения сопровождать речевыми играми или совмещаю с музыкотерапией, самомассажем, а игру на музыкальных инструментах сочетать со звучащими жестами и ритмодекламацией.

Упражнения на формирование правильной осанки актуальны при любом виде музыкальной деятельности, аргументировать игровой мотивацией, они вызывают в детях неподдельный интерес и желание выполнять их.

Учитываю гендерные особенности детей – это важнейший аспект здоровьесбережения, выражающийся в дифференцированном подходе к воспитанию и обучению, основанном на различиях психофизиологических качеств и интересов мальчиков и девочек.

Использовать интегрированные формы организаций музыкально – оздоровительных мероприятий с детьми (игровые, тематические занятия, музыкально – спортивные развлечения, дни здоровья, оздоровительные игры, знакомство с тематическими литературными и сказочными персонажами).

В ходе этих мероприятий задачи музыкального и физического воспитания решать совместно с воспитателями, а также медицинским работникам, который в свою очередь рассказывает детям о пользе ЗОЖ, необходимости знать и соблюдать правила личной гигиены.

Применять такие формы взаимодействия с семьёй по музыкальному воспитанию, которые включают вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома (открытые показы, конкурсы с участием родителей, семинары – практикумы, тестирование родителей, совместные праздники и досуги, родительские собрания и индивидуальные консультации, создать видеотеку по музыкальному и физическому воспитанию).

Создать здоровьесберегающую среду в детском саду и семье.

В результате дети будут с интересом участвовать в занятиях, снизится уровень заболеваемости, появится заинтересованность родителей. Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий надо использовать в своей работе и совершенствовать методы и приёмы в данном направлении