Бесплатный хостинг uCoz  
Среда, 15.08.2018, 20:25
Приветствую Вас, Гость
 

Охрана органов речи

(для родителей)

 

учитель- логопед МБДОУ д/с №7 Полыгалова М.Б.

 

Разнообразные недостатки речи у малышей ( крикливый, грубый голос, слишком быстрый или медленный темп, заикание и пр.) с течением времени закрепляются, и их бывает очень трудно искоренить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновение всякого рода речевых дефектов.

Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов, с помощью которых она осуществляется.

Об общем правильном физическом и психическом развитии ребенка и предупреждении всевозможных болезней у него мать получает нужные указания и советы в детской консультации. Очень важно систематически показывать ребенка врачу и точно следовать его указаниям. Пренебрежение этим может принести ребенку большой вред.

Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, орла. Вместе с тем нельзя изнеживать их излишним укутыванием, так как этим снижается сопротивляемость организма неблагоприятными условиями.

Дети любят засовывать в уши, нос мелкие камешки, горошинки и т.п. Коля К. плакал, мучился, жаловался на головную боль. Мама быстро поняла, в чем дело, лишь тогда, когда увидела торчащий из уха сына зеленый лепесток гороха! Этого родители не должны допускать, надо следить за детьми!

Важно приучать с малых лет полоскать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые разрушают зубы и могут перейти по имеющемуся проходу в ухо.

Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Даже ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух.

Если родители заметят, что ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит ( особенно, если искажает звуки С, З,Ц,Ш,Щ,Ж,Ч, смешивает звонкие согласные с глухими, путает слова) то обязательно обратитесь к врачу. Своевременное лечение почти всегда приносит исцеление.

В случае искривления у ребенка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратится к врачу- стоматологу. Он путем регуляции и других приемов выровняет неправильный прикус.

Важно своевременно лечить и удалять разращение аденоидов, лечить болезни, затрудняющие дыхания: они не только препятствуют развитию нормального произношения, но нередко вызывают ночные страхи, приводящие к заиканию.

Избавление ребенка от анатомических дефектов не только улучшит ег7о речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.

Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки- не кричали, не пели слишком громко, не выходили на мороз, не пели и разговаривали на холоде. Надо помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что голос ребенка становиться глуховатым, сиплым, маловыразительным.

Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится в стадии развития, нежна, хрупка. Оберегайте от психических и физических травм, проявления гнева и радости.

Нельзя баловать детей, потакать их капризам. К детям надо относиться ровно, спокойно, предъявляя им разумные требования.

Заикание нередко возникает в результате чувства страха. Поэтому надо зорко следить, не испытывает ли ребенок страх, тревогу, беспокойство.

Вот например, что вызвало у маленькой Наташи И. (4года.) заикание. Подружка сообщила ей, что пожар- это что- то страшное « все небо становиться красное- красное» Как-то вечером, взглянув в окно и увидев зарю, девочка закричала» Закройте окно! Там пожар!». После этого малышка стала заикаться.

Попутно коснусь вопроса о возрасте, в котором следует начинать обучение иностранному языку. Многие родители стремятся обучать своих детей иностранным языкам уже с дошкольного возраста. Но при одновременном изучении нескольких языков еще не закрепившиеся звуки родного языка могут под влиянием иностранного языка подвергаться искажению, возможно затруднение в понимании родного языка, смешения словаря и т.п.

К обучение иностранному языку надо подходить осторожно, примерно в шестилетнем возрасте, когда ребенок уже хорошо овладел родным языком.