Бесплатный хостинг uCoz  
Воскресенье, 22.07.2018, 09:48
Приветствую Вас, Гость
 

Проект: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»

Автор  проекта:  Хобта Виктория Викторовна

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: в течение учебного года.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

 

Актуальность темы: 

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.  В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники.  Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего  тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения  в образовательно-воспитательный  процесс и их родителей.

Цель    проекта:

      Пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать  творческие способности, эмпатию .

2

Задачи проекта:

1. Формировать у детей основы гигиенической культуры.

2. Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей младшего дошкольного возраста.

                          

- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

- Разработать перспективное тематическое планирование по  теме «Что я знаю о себе»

- Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики  выявить уровень знаний и представлений детей об организме человека.

- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности

- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта

- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.

- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.

- Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта

2.                             

- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма

- Учить детей различать индивидуальные особенности  своей внешности, лица, роста, возраста

- Дать элементарные представления о значении органов чувств

- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности

- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений

- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности

-  Развивать воображение и творческие способности детей

Гипотеза образовательного проекта.

В результате целенаправленной и системной работы  с детьми дошкольного возраста по теме «Что я знаю о себе» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья, а также повыситься уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1.     доступность:

▪ учет возрастных особенностей детей

▪ адаптированность материала

2.     систематичность и последовательность:

▪ постепенная подача материала от простого к сложному

▪ частое повторение усвоенных знаний, правил и норм

3.     наглядность и занимательность:

▪ предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4.     динамичность:

▪ интеграция проекта в разные виды деятельности

5.     дифференциация:

▪ создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Особенности проектного метода при работе с дошкольниками:

Основной целью проектного метода  является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1.     обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2.     развитие познавательных способностей;

3.     развитие творческого воображения;

4.     развитие творческого мышления;

5.     развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.  В младшем дошкольном возрасте – это:

1.     вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

2.   активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

3.     формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности,  её этапы

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект

  Сбор и анализ информации

1.     Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

2.     Изучение передового педагогического опыта работы по развитию представлений детей  о человеческом организме и его возможностях

3.     Консультирование с заместителем руководителя учреждением по вопросам проектной деятельности.

4.     Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)

5.     Анализ результатов педагогической диагностики

II этап – методическое обеспечение проекта

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1.     Составить перспективный тематический план по  теме проекта «Что я знаю о себе?»

2.     Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.

3.     Согласно задачам и содержанию определить формы организации

4.      Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

III этап – работа с детьми

Задачи:

1.     Формировать у детей  простейшие представления о человеческом организме и его возможностях

2.     Формировать  у детей представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

3.    Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности.

1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.

2. Создание ситуации вовлечения детей

3. Реализация  цикла игр - занятий

4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)

5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений

6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов

IV этап – работа с родителями

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1.  Для педагога:

·  освоение проектного метода

·   повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост

·  повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности

2.   Для детей:

· сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья

·  повысился уровень познавательного развития

· развитие творческих способностей

·  развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении

3.  Для родителей:

· партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

Продукт проектной деятельности:

- рисунки детей, выполненные карандашами с использованием трафаретов

- панно «Чудо – дерево» (коллективная работа)

- рисунки «Во что может превратиться ладошка» (дорисовывание деталей)

- композиция «Цветы на поляне» (коллективная работа)

- материал к д/и «Найди пару» - аппликация «Узоры на носочках»

- альбомы «Я расту»  (фотографии ребенка от новорожденного до 4 лет)

- атрибуты для проведения гимнастики для глаз, и  для развития цветового восприятия - «Бабочки»

- «Игрушки – погремушки»

- книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию»

- коллажи

- модели занятий, дидактические игры,  информационный материал для родителей и педагогов

- наглядные материалы и пособия