Бесплатный хостинг uCoz  
Пятница, 17.08.2018, 07:11
Приветствую Вас, Гость
 
вернуться назад
Роль народного творчества в музыкальном воспитании ребенка
(Консультация для родителей)

Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться прислушаться, присмотреться, задуматься. Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующий сенсорной готовности, т.е определенного уровня развития процессов восприятия. Развитие музыкально - сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм. Развитие сенсорных способностей - основа для развития восприятия художественного образа. Восприятие это требует проявление многих способностей: воображения, наглядных представлений, умение жить радостью и печалью героев. Эстетическое чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни в искусстве - прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркивает активную, преобразующую роль искусства, его воздействия на мысли и душу ребенка. Наиболее доступным формам искусства можно и надо приобщать детей с раннего возраста. Лишь в своих разносторонних формах искусства может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребёнка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка, присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия, вот с чего начинается знакомство ребёнка с искусством. Отбирая произведения дел детей, опираюсь на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев. Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей. В пьесе « Времена года » можно услышать пение птиц, плеск воды, звон бубенцов под дугой, а значит, можно мысленно увидеть и лес и речку и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи зелени. В старшей и подготовительной группах слушали « Песнь жаворонка », « Подснежник », « Святки », Окружающий мир, воплощённый в музыке, это ли красота! А если её нарисовать, выразить движением, словом? Сочетания музыкальной экспрессии с изобразительным (рисунок), пластическим                         (танцевальная импровизация) и словесным фантазированием детей и явилось, условием их « вхождения » в мир музыкальной гармонии. Комплексные занятия « слушаем и рисуем музыку » были посвящены « Любимому Кубанскому краю », фортепьянным пьесам « Времена года ». Дети с увлечением фантазировали под народные звуки песен, под звуки музыки Чайковского. Весеннее ликование, летнее блаженство, осеннее
прощание, зимнюю свежесть они выражали в соответствующих картинах природы сочетаниями красок...
Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно - прикладного искусства. Всё это богатство Кубанского, Русского народного творчества, помогают детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. С Русскими народными и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях и вне занятии. Предлагаю слушать детям музыку в грамзаписи. Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяем репертуар не только Русских, но и Кубанских народных песен и мелодий, усложняю его. Подбирая репертуар, для исполнения, для инсценирования, останавливаем свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на духовых инструментах. Учитывая их переливчатость и переменность доступны слуху ребёнка. Поэтому широко использую многообразие народной музыки, её богатые ритмы, яркая гармония, которая вызывает у детей эмоциональную отзывчивость.
Созданные на основе Кубанских, Русских народных песен, хороводные игры очень разнообразны, как по характеру, так и по содержанию. Хороводы то спокойно - величавые, то затейливые и искристо - весёлые, пришли к детям из взрослых форм, постепенно изменяясь, приближаясь к детскому восприятию. Систематическое использование хороводных игр создаёт предпосылки, для творческой инициативы самих детей. Широко внедряя в работу классическую, современную, народную музыку, игры, песни, хороводы, привлекаем воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, героизм, любовь к природе родного края.
Воспитывая в детях любовь к искусству своего народа, знакомим с культурой народа, вызываем интерес к их творческому наследию. С возрождением отечественной традиции, особенно важно почувствовать её духовные истоки, проникнуться их мудростью и чистотой. Народное творчество создаёт реальные предпосылки, для всестороннего гармоничного развития человека.