Бесплатный хостинг uCoz  
Суббота, 24.02.2018, 23:03
Приветствую Вас, Гость
 

«Роль сказки в развитие речи детей в музыкальной деятельности».

«Детям нужны сказки, ибо

они являются необходимой

пищей для развития

личности».

Бруно Беттельхайм.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «Сказка» - понятия неотделимы. Однажды придя к ребёнку, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Малыш учится чисто человеческому видению мира через сказку. Сказки имеют большое психологическое значение для детей разного возраста.

Достоинством сказок является насыщенность их диалогической речью, что особенно полезно для детей, когда они овладевают грамматическим формами родного языка. Часто проза перемешивается с небольшими песенками, которые повторяются в эпизодах и эмоционально обогащают восприятие.

В работе с детьми, на музыкальных занятиях, использую, как можно больше логоритмических, театрализованных игр, которые способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти. Через игру дети не только распознают эмоциональное состояние персонажа по мимике, жесту, интонации, но и передают с помощью выразительных средств разнообразные эмоции. В процессе освоения театрализованных и логоритмических игр у детей обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется её интонационный диапазон.

Театрализованные и логоритмические игры являются средством сохранения эмоционального здоровья детей и предупреждения эмоциональных расстройств. Но это возможно лишь при наличии активного интереса детей к играм, поэтому важно, чтобы игры были разнообразными, а содержание – увлекательным.

Театральная деятельность – это сочетание нескольких видов искусств. Самым ярким фактором является взаимодействие литературы и музыки – театрализованной и музыкальной деятельности. Эти два вида искусств, решая каждый свою задачу, параллельно задействуют одну и очень важную – вводят ребёнка в мир прекрасного, развивают эстетический вкус, способствуют творческому становлению.

Решить этот вопрос полноценно одному воспитателю очень сложно. Необходимо тесное взаимодействие с другими педагогами (логопедом, психологом), а без тесной связи с музыкальным руководителем это просто не возможно, поскольку театрализованная деятельность не может существовать отдельно от музыкальной.

При составление музыкальных занятий использую сборник « Театрализованные игры» Светланы Мерзляковой, речевые игры М. Картушиной, «Логоритмические занятия М. Картушиной, пальчиковые игры и гимнастику составители А Иванов, О. Рудашевская.

Логоритмические занятия – основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Логоритмические занятия изменяю по мере поэтапного усложнения речевого материала. Ритмические игры постепенно усложняются, игровое построение занятий создают доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Сказки в своей деятельности с детьми использую всегда, в основном в праздниках и развлечениях. Поставила перед собой задачу – повышать внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях и более тщательно подошла к использованию сказки, как мощного средства в своёй деятельности.

В своей практике отмечаю следующие основные задачи:

1. Повышение внимания детей на занятиях.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости.

3. Развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

4. Развитие диалогической речи, связной речи, обогащение словарного запаса.

В процессе использования сказки я применяю разные методы и приёмы: психогимнастику, мнемотехнику, моделирующую технику, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды, речевые игры, коммуникативные игры.

На занятиях в основном использую следующие приёмы:

1. Сказка, предваряющая слушание или пение. Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Восприятие музыки помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождаю музыкой уже знакомой детям, иногда новой.

Перед началом слушания музыки по сказке делаю небольшое вступление, например: «сейчас я вам расскажу про девочку Алёнку. Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней случилось».

Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку повторяю через некоторое время. Когда дети хорошо усвоили музыку и песни, провожу концерт – загадку. Говорю детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняю музыку уже знакомую детям. После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку ещё раз.

3 приём драматизация по мотивам сказок, кукольный театр.

В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчёлы» и др.) играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

4. Придумывание сказок детьми.

Использую методику «Придумай сказку» (старшая, подготовительная группы). Детям даётся придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1- 3 предложения).

Сила психотерапевтического и воспитательного воздействия сказки очевидна. Активно включая сказки в занятие с детьми, развивает фантазию, логику, внимание, наблюдательность, речь, учат малышей сопереживать.

Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя ли придумывая творческие рассказы.

Таким образом, сказки открывают ребёнку удивительный мир.

Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей позволяют сделать вывод об эффективности сказок и необходимости продолжать данную работу с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.