Бесплатный хостинг uCoz  
Вторник, 20.02.2018, 22:13
Приветствую Вас, Гость
 

Застенчивый ребенок

 

Свою книгу о застенчивости американский психолог Ф. Зимбардо начинает с примеров, в которых описываются мучительные переживания детей, испытывающих страх перед другими людьми.      

         Как много на свете людей, которые так и не смогли преодолеть в себе застенчивость, которым вовремя не помогли справиться с тяжкими переживаниями, связанными с нею. Проведенный Ф. Зимбардо опрос среди взрослых американцев показал: более 80% опрошенных отметили, что в один из периодов своей жизни они были застенчивы, из них более 40% считали себя застенчивыми в настоящее время, и примерно четверть респондентов отнесла себя к хронически застенчивым. Среди проблем, которые их особенно беспокоят, они отметили такие, как трудности в установлении контактов, в выражении своего мнения и отстаивании своих прав, неумение заводить друзей, чрезмерная сосредоточенность на себе, негативные переживания одиночества, тревожности и депрессии.

         Как правило, застенчивость появляется в детстве. Как и в чем она проявляется? В каких ситуациях ребенок чаще всего ведет себя застенчиво? И, наконец, какова сердцевина застенчивости, её психологическая природа?

         Та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников. Как видим, эти данные близки тем, которые получены Ф. Зимбардо. Совпадение цифр может свидетельствовать о том, что, по-видимому, застенчивость, возникнув в детстве, сохраняется и в последующие годы.

         Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей чаще всего в ситуациях, когда ходят с ребенком в гости или к ним приходят гости. Ребенок  робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Иногда дети стесняются подойти к группе играющих сверстников, не решаются включиться в их игру. Это один круг ситуаций, в которых проявляется детская застенчивость. На самом деле таких ситуаций намного больше и часто они оказываются вне поля зрения родных, например, в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. В этих ситуациях малыш не может найти защиты у мамы, и вынужден сам справляться со своей проблемой.  

         Застенчивому ребенку трудно совершить даже такое, казалось бы, простое действие, как подойти к доброжелательно настроенному взрослому. В целом он доброжелательно относится к взрослому, готов общаться с ним, но одновременно испытывает большое напряжение. Оно проявляется в его нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратится к взрослому, проявить свои желания. Иногда ребенок вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка являются прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребенок чувствует себя свободно и раскрепощено, и возни - кать вновь при каких-либо затруднениях.

         Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

         Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для ребенка. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи.

         Уязвимой у застенчивого ребенка оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда возникает необходимость в этом, он робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает желание вести себя непринужденно и страх перед спонтанным выражением чувств. Это проявляется даже в игре. В одном из наших экспериментов детям предлагалась игра – драматизация «Море и корабль», в которой ребенок должен был играть роль капитана, усмиряющего бурю на море и спасающего пассажиров. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!». Все застенчивые дети вели себя в этой ситуации одинаково: смущенно опускали голову, прятали руки за спину, напряженно смотрели на взрослого, иногда пытались прошептать нужные слова, но так и не решались произнести их громко, испугано и виновато повторяя: «Я не могу».

         Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых привлекается внимание к нему, в которых он должен что-то рассказать о себе. Он стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным.

         Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Если ребенок занят какой-либо деятельностью, например, собирает что-то из конструктора «Лего», сооружает что-то из деталей конструктора и пр., малейшее порицание может вызвать у него робость и смущение, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Застенчивые дети более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Такое поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и эффектно реагируют на замечания взрослого, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает не только чувство радости, но и смущения. Ребенок ведет себя застенчиво и в ситуациях, в которых сам ожидает неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, он смущенно улыбается и тихо произносит: «Не получается». Часто застенчивые дети как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому в их высказываниях перед деятельностью и по ходу ее нередко звучат слова: «У меня не получится». Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своему успеху, но не решается сказать об этом.

         Таким образом, основные затруднения  в  общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

         Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако наши опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, самым лучшим, т.е. отношение к себе как к личности у него самое положительное. Его проблема заключается в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивого ребенка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Дети продолжают вы- соко оценивать себя со своей точки зрения, но всё ниже с точки зрения взрослых – родителей и воспитателей. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучится сомнениями относительно ценности своего Я.  Врождённая чувствительность к социальным воздействиям способствует формированию особого типа личности застенчивого ребенка. Её особенность заключается в том, что все, что делает ребенок, проверяется им через отношение других. Тревога о своём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребенок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание как самой деятельности, так и общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор может уходить в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, подчас провоцируя защитные формы поведения, которые проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия». Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить способности, выразить свои переживания. В ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

         Многие проблемы застенчивых детей определяются характером их взаимоотношений с близкими людьми. Об этом свидетельствуют, например, детские рисунки.  Оказалось, что многие застенчивые дети вообще не рисуют себя в семье. Просьба объяснить своё отсутствие на рисунке вызывала либо смущение, либо уклончивые ответы: «Не хватило места».

         В целом рисунки семьи дают возможность выделить некоторые причины, по-видимому, обуславливающие появление застенчивости. Среди них такие, как излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка приводящие к формированию у него чувства своей слабости и изолированности от других.

          Можно ли помочь ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать? Выше описаны основные «болевые точки» застенчивого ребенка и, исходя из них, предлагаются некоторые рекомендации для родителей.

         Пожалуй, самое главное – это поднять самооценку ребенка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может быть, ему не хватает выражения вашей любви, похвалы и поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо , и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимание им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в случае, когда он обращается за помощью и поддержкой, но и тогда когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

         Следующая задача – помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок, боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите убежденность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в неё элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать пирамидку или фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает малышу справиться с задачей. Поговорите с ребенком от имени придуманного вместе персонажа, разыграйте смешную сценку. Это разрядит напряженность, отвлечет малыша от самого себя, придаст ему смелости.

         Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в наших экспериментах застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как незастенчивые малыши делали это весело и смело.

         У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Не сочтите за кощунство совет иногда нарушить правила: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Если вы не хотите, чтобы ребенок испортил вашу губную помаду или испачкался ею, дайте ему старую и ненужную, предложите нарисовать ею на листе бумаги; если вам жаль обоев, на которых маленькие дети иногда любят порисовать, предложите им кусок обоев оставшихся после ремонта.  Разложите его на полу и вместе с малышом нарисуйте красками большую картину. Позвольте ему рисовать и кисточкой, и пальцем, и всей ладошкой. Это очень хорошее упражнение для релаксации, снятия напряжения. Почти любое, на первый взгляд, «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения часто оказываются причиной детских неврозов.

         Не менее важно помочь ребенку научиться свободно и раскрепощенно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры. Часто ли вы играете с ребенком в подвижные игры? Считается, что игры в прятки, жмурки, пятнашки – это такие развлечения, в которых участвуют одни лишь дети. К тому же вы так заняты, что у вас не остается времени на «пустяки». Это неверно. Подвижные игры со взрослыми помогут ребенку не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания. А игры – соревнования в кегли, мяч, стрельбу из лука с присосками, в преодоление препятствий, борьбу и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами, шутливыми угрозами партнеров, смехом, также помогут ребенку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить удовольствие от победы, похвалу и признание себя как личности.

         Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», «Фанты» и другие. Желательно, чтобы в этих играх участвовали несколько взрослых и детей.

         Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают их выступить перед гостями, прочитать стишок или спеть песенку. Такое прямое воздействие мало эффективно. Ребенок весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и  начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают малышу в безопасной его атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игра на воображения могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, прописывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.

Персонажами игры могут стать даже знакомые дети герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно находит в них отголоски своей собственной жизни и овладевает приемами борьбы со своими страхами и тревогами. Хорошо, если вы вместе с ребенком изготовите маски для таких игр, с их помощью ребенку будет легче войти в роль, «спрятаться» за маской. Можно организовать игры в «детский сад», где ребенок, его сверстник и взрослый также поочередно разыгрывают роли воспитательницы и детей, которым нужно выступить перед другими, например, прочитать стихотворение ли составить рассказ по картинке. Как правило, застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Все игры должны заканчивать благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенной в игре. Поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Педагог – психолог МБДОУ д/с № 7

Коваленко А.Г.