Изменение правового статуса имущества государственного унитарного предприятия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение правового статуса имущества государственного унитарного предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Определить перспективы сохранения и использования конструкции унитарного предприятия в отечественном праве можно при условии правильной постановки задач, которая не будет уводить нас от сути проблемы к решению частных вопросов, исследованию тонкостей юридической техники.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве оперативного управления, именуются казенными.
Основы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»*(360) (далее — Закон об унитарных предприятиях).
Содержание:
Деятельность унитарного предприятия
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
В этом случае член кооператива получает стоимость своего пая, а когда такое предусмотрено уставом, еще и иные кооперативные выплаты. Пай может быть продан, передан по наследству, отчужден любым иным законным способом. Б этом случае первоначальный пайщик утрачивает правовую связь с кооперативом, а вновь принятый приобретает права предшественника в том же объеме.
Кредитная организация теряет право на удовлетворение требований своих кредиторов в индивидуальном порядке, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также требований по текущим обязательствам.
Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Но это вовсе не означает полного исчезновения предприятий из гражданского оборота. В определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой прежде всего государством.
Учреждать фонд имеют право физические лица, юридические лица и публично-правовые образования. При этом фонд может быть учрежден и единственным учредителем. Личного участия в делах фонда учредителя принимать не обязаны, но должны сделать взнос в его имущество, минимальный размер которого (также как и минимальный размер уставного капитала) законодательно не установлен.
7.4. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
В отношении казенных предприятий права собственника были и без того достаточно широки, а потому нельзя сказать, что они претерпели серьезные изменения. Следует лишь отметить, что если раньше они во многом регулировались на подзаконном уровне, то теперь установлены законом Хохлова Г. Согласовывать или не согласовывать?
По отношению к государственным и муниципальным унитарным предприятиям государство в лице своих органов выступает в различных ролях.
Унитарные предприятия — идеальное средство для организации государственной монополии в любой сфере. То обстоятельство, что указанные юридические лица обладают имуществом только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а право собственности на него принадлежит публичному образованию, обеспечивает полную смысловую корректность категории «государственная монополия».
Цель работы – исследовать на основе анализа законодательства Российской Федерации положение государственных и муниципальных унитарных предприятий в системе субъектов гражданского права, изучить их специфику, выявить изменения в законодательстве.
Фонд — это некоммерческая организация, не имеющая членства. Она создается на основе добровольных имущественных взносов учредителей для решения социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных целей.
Абзац 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ устанавливает для всех типов учреждений правило: «Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом».
Однако гарантий того, что с течением времени органами государственной власти в угоду каким-либо сиюминутным интересам не будет принято решение о продаже пакета акций такого акционерного общества, на наш взгляд, нет.
Действия по созданию подразделений юридического лица и, соответственно, новых юридических лиц не являются сделками, поскольку в первом случае не направлены на возникновение, изменение или прекращение каких-либо гражданских прав и обязанностей, а во втором — влекут рождение нового субъекта, иными словами, направлены на возникновение правосубъектности, а не субъективного права или обязанности.
Если принять за аксиому тезис о том, что любое государство заинтересовано в наличии сектора экономики, проникновение частных интересов в который сопряжено с большим риском для безопасности общества, придется сделать вывод, что унитарные предприятия как нельзя лучше подходят для соответствующего сектора экономики.
Что касается компенсационного характера ответственности, то он может иметь место либо в случае признания сделки, заключенной директором, недействительной и последующей реституции, либо в случае виндикации.
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между работниками предприятия.
Проблемы ответственности руководителей и неспособности учредителей найти эффективные формы контроля за управлением созданного ими юридического лица отмечались ранее как законодателем, так и в правовой литературе Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. — М. Дело. 2002. — С. 198..
Новой является обязанность указания в уставах унитарных предприятий кроме цели и предметов деятельности еще и видов деятельности.
Этот критерий дифференциации закреплен в ст. 50 ГК РФ, в соответствии, с которой все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками.
Прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств кредитной организации. Как представляется, одним из элементов проявления «унитарности» таких предприятий является также и то, что управление ими осуществляется на принципе единоначалия руководителем (директором). Создание коллегиальных органов управления такими предприятиями не предусмотрено.
С одной стороны, государство в лице Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и других органов, обладающих нормотворческими полномочиями, играет роль регулятора общественных отношений с участием в том числе и унитарных предприятий.
Участие учреждений и унитарных предприятий в гражданском обороте ограничивается целым рядом правил о совершении сделок и иных юридически значимых действий с согласия собственника.
Рассмотрим вопрос о необходимом по закону согласии на совершение иного, чем сделка юридически значимого действия. Закон допускает решение вопросов внутреннего устройства юридических лиц несобственников (создание филиалов и представительств), а также вопросов «субъектообразования» (создание учреждениями и унитарными предприятиями других юридических лиц) только с согласия собственника имущества.
Очевидно, что таким образом законодатель стремится ужесточить контроль за деятельностью предприятий, в том числе за использованием принадлежащего им на праве хозяйственного ведения имущества, а с учетом норм ГК и п. 4 ст. 5 Закона о ГУП об ответственности за деятельность филиалов и представительств создавших их унитарных предприятий — и повысить уровень ответственности последних.
Потребительский кооператив создается для удовлетворения материальных и иных потребностей его участников.
Необходимо отказаться от формы унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, обладающих чрезмерной… имущественной самостоятельностью, что обусловливает недостаточную эффективность управленческих связей и препятствует созданию эффективной системы управления государственной собственностью в Российской Федерации» <19>. Как видим, автор более категоричен, чем Е.Г.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» ввел в структуру Федерального закона от 12 января 1996 г.
Такие отличия обусловлены спецификой самого унитарного предприятия как субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, за исключением общих положений, содержащихся в п. 7 ст. 114 ГК, ни сам Кодекс, ни иные акты законодательства не устанавливали порядок и процедуру создания государственными и муниципальными унитарными предприятиями дочерних юридических лиц.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Следует отметить, что до принятия Закона и внесения соответствующих изменений в ГК п. 7 ст. 114 ГК предоставлял возможность унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия путем передачи им части своего имущества в хозяйственное ведение.
2. Конкурс на замещение должности руководителя
Следующей важной новеллой является возможность, согласно п. 2 ст. 2 Закона о ГУП, образования казенных предприятий на базе имущества, находящегося не только в федеральной собственности, но и в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований.
В. Проблемы правового регулирования государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001. С. 152; Артеменков С.В. Права на имущество юридических лиц. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2000.
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации.
При этом арбитражный суд распределяет обязанности между ними в зависимости от сложности выполняемых задач, характера и размера имущества должника, определяет пределы ответственности каждого из них.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что вступивший в силу Закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержит большое количество новых норм, не известных прежнему законодательству, регулирующих деятельность подобных предприятий.
В отличие от ст. 173, ст. 174 ГК предусматривает, что право предъявления иска в случаях совершения сделки органом юридического лица с ограниченными, согласно учредительным документам, полномочиями принадлежит лицу, в интересах которого установлены ограничения. По смыслу статьи речь здесь идет о самом юридическом лице.
Действующим российским законодательством среди прочих организационно-правовых форм предпринимательской деятельности предусмотрена возможность создания государственных и муниципальных унитарных предприятий.