За нарушение налогового законодательства могут применяться меры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За нарушение налогового законодательства могут применяться меры». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В противоположность правовосстановительнымгарагельныемеры принуждения- возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия.

Как известно, посредством налоговой политики государство проводит социальную и экономическую политику.

К уклонению от уплаты налога в связи с несовершенством налогового законодательства весьма близко другое понятие — избежание налога.

Еще по теме § 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства:

Глава 7. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства 7.1. Понятие налогового контроля.

До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливались целом рядом нормативных актов.

Объективная сторона выражается в непредставлении декларации о доходах (бездействие) или включении в подаваемую декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах (действии), а также уклонении от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности. Российское законодательство предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.

Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также имеет непосредственной целью обеспечение соблюдения этого законодательства.

НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы применяют меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы.

Эффективная борьба с правонарушениями в области налогового законодательства позволит не только улучшить нормативно-правовую базу в данной отрасли, но и повысить уровень экономики нашей страны.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Глава 18 ОСНОВАНИЯ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — НАЛОГОВОЕПРАВО.

Ответственность за нарушения налогового законодательства

В отношении таможенных пошлин — Таможенным кодексом РФ. Кроме этого, в ряде законов, посвященным отдельным налогам, рассматривались специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.

Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может.

Меры дисциплинарной ответственности применяются за нарушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены Кодексом законов о труде, другими актами.

По результатам проверки инспекцией было вынесено решение о привлечении общества к ответственности по п. 2 ст. 120 НК РФ (в виде взыскания 15000 руб. штрафа) и по п. 1 ст. 126 НК РФ (в виде взыскания 50 руб. штрафа).

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношений. Она предусматривается Налоговым кодексом Российской Федерации (Часть первая) и налагается за совершение налоговых правонарушений. Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием Здесь универсальной санкций является штраф.

Налоговый кодекс РФ не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера.

Ответственность за нарушения налогового законодательства — совокупность различных видов юридической ответственности. Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Налоговый кодекс РФ не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера.

Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом.

Приведены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, при которых суммы штрафных санкций уменьшаются не менее, чем в два раза, и отягчающие, например, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Финансовое право. Учебное пособие

В соответствии с налоговым законодательством должностные лица и граж-дане, виновные в нарушении законодательства о налогах и сборах, привлекаются в установленном порядке помимо налоговой к административной, уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Кроме этого налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

В противоположность правовосстановительным карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так налоговых агентов, банков (выполняющих поручения клиентов об уплате налогов и сборов), организаций и физических лиц.

Специальные компенсационные пошлины. Специальные пошлины

Уголовная ответственность за уклонение от налогообложения предусмотрена в ст. 194, 198 и 199 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).

Несмотря на различное отношение налогоплательщика к своему бездействию, в данной ситуации оно в любом случае подпадает под признаки состава правонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ.

В данном случае отметим, что арбитражные суды не всегда соглашались с точкой зрения МНС РФ по данному вопросу.

В результате проверки деятельности индивидуального предпринимателя, являющегося владельцем казино, налоговым органом был выявлен ряд нарушений законодательства о налоге на игорный бизнес и применены санкции, установленные ст. 122 НК РФ.

14.2. Ответственность за нарушение налогового законодательства

В результате суд подтвердил, что организацией было совершено налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ (см. постановление ФАС Центрального округа от 22 мая 2002 г. ? А68-19/13-02).

Существует точка зрения, что налоговую ответственность все же можно выделить в самостоятельный вид. Однако по своей природе налоговая ответственность очень схожа с административной.

В противоположность правовосстановительным карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушении может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия.

Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовремя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ориентируясь на обесценение денег в результате инфляции.

Релевантная научная информация:

Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.

В теории права существует четыре вида ответственности: уголовная, гражданско – правовая, дисциплинарная и административная. Под любой из этих видов ответственности попадает нарушение налогового законодательства. НК РФ, в гл. 16 и гл. 18 закрепляет исчерпывающий перечень видов налоговых правонарушений и наказаний за их совершение.

Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть правовосстановительными и карательными. Все правонарушения в области налогов и сборов подразделяются на правонарушения, содержащие признаки административного правонарушения и не содержащие таковых.

Российское законодательство, в том числе и административное включает в себя условия отягчающие и смягчающие ответственность за совершение правонарушения (ст. 4.1-4.2. КоАП РФ).
Анализ статей КоАП РФ и НК РФ позволяет автору сделать вывод, что перечень отягчающих обстоятельств совпадает только по одному пункту, а именно повторное совершение правонарушения. Кроме того, пункт 5 ст. 4.3. КоАП РФ устанавливает отягчающую ответственность за совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки или иные кредитные организации, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.

Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют исключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.

Перечень оснований для привлечения к налоговой ответственности стал значительно шире, изменились суммы штрафных санкций. Итак, что нас ожидает с 1 января 1999 года.

  1. Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

  2. Уклонение от постановки на учет, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 рублей.

  3. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей, а если это повлекло за собой неуплату налогов — взыскание штрафа в размере 10% от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.

  4. Непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный срок налоговой декларации по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц, но не более 25% от указанной суммы, а если она не представлена более 180 дней, то это влечет взыскание штрафа в размере уже 50% от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки. Нарушение установленного срока представления иных документов или сведений, а равно отказ от их предоставления налоговый орган, а также должностному лицом, производящему проверку, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ. Кроме этого, воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (кроме жилых помещений) влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

  5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей, если в течение более одного налогового периода, то — штрафа в размере 15 000 рублей, если же они повлекли занижение дохода, то — уже штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.

  6. Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей, если же ошибки в декларации привели к занижению сумм налогов, то — влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

  7. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Те же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

Таким образом, закон устанавливает обязанность лица осознавать противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в этом случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением норм налогового законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *