Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Необоснованная налоговая выгода вместо недобросовестности. Что изменилось?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Начиная с 19 августа 2017 года, налоговые проверки проводятся с учетом положений ст. 54.1 НК РФ, введенной в НК РФ Федеральным законом от 18.07.2017 г. № 163-ФЗ.

Такие выводы содержатся в Определении ВС РФ от 29.11.2016 № 305-КК16-10399, от 06.02.2017 № 305-КК16-14921.

Последствия налоговой выгоды и ответственность за нее

Теперь не ошибки, а реальность сделки стали приоритетными. Ранее именно на ошибки ФНС обращала довольно пристальное внимание. Одним словом, ушел в прошлое формальный подход к выявлению необоснованной налоговой выгоды — налоговый орган должен четко понимать целесообразность проведения каждого мероприятия налогового контроля.
Исполнения сделки контрагентом становится достаточно для того, чтобы налоговая выгода считалась обоснованной. При этом налогоплательщики должны быть готовы представить налоговикам доказательства реальности сделки в результате исполнения ее контрагентом.

Как сегодня осуществляется автоматическое выявление всех цепочек перепродажи товаров (работ, услуг), включающих в себя компании-однодневки. Какие последствия попадания в эти цепочки добросовестной компании. Риск признания их «получателями необоснованной налоговой выгоды».

На практике такой довод может присутствовать в ситуации, когда, исходя из обстоятельств совершения и исполнения соответствующей сделки, налогоплательщик знал либо должен был знать об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов ввиду их подписания неуполномоченным (неустановленным) лицом, не являющимся руководителем контрагента.
Как на практике происходит оптимизация налогов с помощью однодневок? Налогоплательщик, «приобретает» услуги однодневки (чаще всего — консультационные, информационные и прочие) или реже работы: заключает с ней договор, получает соответствующие документы, перечисляет денежные средства на ее расчетный счет.

Судьи подчеркивают, что ни один из этих признаков сам по себе не доказывает, что сделка привела к получению необоснованной выгоды. Для этого нужна совокупность признаков. Но о конкретном числе «улик», которое нужно набрать для того, чтобы уличить фирму в получении необоснованной выгоды, судьи умолчали.

Достаточно распространенная ситуация: место отпуска товара постоянное, контактное лицо одно и то же, а вот документы оформляются все время от разных юридических лиц. При этом покупатель не видит оснований для беспокойства – товар же он получает, значит, поставщик надежный.

Ранее налоговики пытались доказать, что налогоплательщик, применяющий подобные схемы, является «недобросовестным». Данный термин был введен в оборот Определением Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О и довольно часто применялся как налоговыми органами, так и арбитражными судами.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Если налоговые органы докажут, что основной (единственной) целью являлась минимизация или уход от налогов, то полученная организацией налоговая выгода будет признана необоснованной, а налогообложение будет проведено в соответствии с экономической сущностью сделки.

В качестве примера налоговой выгоды можно привести уменьшение налогоплательщиком, применяющим УСН (объект налогообложения «доходы минус расходы»), полученных доходов на произведенные расходы, поименованные в ст. 346.16 НК РФ.
Трактуя данную норму, налоговая служба (Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/[email protected]), ориентирует проверяющих искать, прежде всего, доказательства умышленного искажения сведений со стороны налогоплательщиков.

Пример. Чтобы уменьшить налоговую базу по ЕСН, организация зарегистрировала трех своих работников в качестве ПБОЮЛов, применяющих «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», и заключила с ними гражданско-правовые договоры на оказание услуг. С формальной точки зрения все вроде бы законно.

Как было указано выше, посредством таких неправомерных действий как возмещение (вычет) НДС и уменьшение прибыли путем занижения налоговой базы на величину расходов, наносится существенный ущерб бюджетам различных уровней, что представляет угрозу для нашей экономики в целом. В связи с этим стражи налогового законодательства осуществляют усиленное выявление подобных операций и их контроль.

Налоговый орган может посчитать получение налоговой выгоды необоснованной, только если докажет, что сведения, содержащиеся в таких документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (естественно, действия налогоплательщика при этом должны быть обусловлены разумными экономическими причинами).

Термин «необоснованная налоговая выгода» в данной норме НК РФ отсутствует, однако принятые поправки касаются данного понятия напрямую.

Анализ сформировавшейся судебной практики по таким спорам может помочь налогоплательщикам минимизировать налоговые риски и заранее разработать систему доказательств своей добросовестности.

Норма п. 1 ст. 54.1 НК РФ может трактоваться налоговыми органами крайне широко, так как в НК РФ не указано, что речь идет лишь об умышленном искажении сведений. Поэтому претензия о получении необоснованной налоговой выгоды может быть предъявлена и добросовестному налогоплательщику, исказившему налоговые сведения случайно, непреднамеренно, по ошибке.

Дела такого рода очень разноплановы и собрать по ним доказательную базу представляется достаточно сложным. Именно поэтому нет конкретно выработанной методики по раскрытию такого рода махинаций. Каждый отдельный случай индивидуален. Рассмотрим один из примеров.

Когда нужно отчитываться в Росстат о задержке зарплаты

В чём разница между налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов в свете последних изменений законодательства?

Штрафные санкции за отказ от договора. Использование вексельных взаиморасчетов . Договоры поручительства.

В данном случае налогоплательщики ориентировались на увеличение стоимости товара для искусственного завышения сумм налоговых вычетов по НДС и увеличение расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации. Здесь речь идет о многократной реализации товара, с увеличением его стоимости на каждом «звене».

Первостепенное значение в этом случае имеет сбор доказательств о конкретных хозяйственных проявлениях результатов сделок непосредственно в обороте налогоплательщика. Налоговым органам следует обосновать, что документы, представленные налогоплательщиком, в действительности не подтверждают факты (реальность) совершения хозяйственных операций.

Что принесет новый документ судей налогоплательщикам? Поможет отстоять в суде свою правоту или даст инспекторам новое оружие в борьбе за пополнение бюджета? Ответы – в нашем комментарии.

Необоснованной налоговая выгода будет считаться, если она получена от операции, целью которой была исключительно минимизация налоговых платежей. Судьи называют такие операции лишенными целей делового характера. Иными словами, по мнению судей, любая сделка должна иметь какую-либо дополнительную цель (например, получение дохода), кроме снижения налогового бремени.

О получении необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или с использованием цепочки таковых, могут свидетельствовать:

  • установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику;
  • обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки, а также (или) доказательства нереальности хозяйственной операции.

Обратите внимание! Сами по себе действия налогоплательщика, направленные на получение налоговой выгоды, признаются правомерными и экономически оправданными (п. 1 Постановления N 53).

В настоящий момент сложилась обширная арбитражная практика по обжалованию решений налоговых органов, в которых основанием для доначисления является получение необоснованной налоговой выгоды. Анализу такой судебной практики и посвящена данная статья.

Налоговая выгода — Обоснованная и необоснованная — Мешалкин В.К.

В этом документе ВАС еще раз подтвердил, что, во-первых, при разрешении налоговых споров суд должен исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика, то есть из предположения о том, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, отраженные в бухгалтерской и налоговой отчетности, достоверны.

Причем получение однозначных ответов на данные вопросы силами самого налогоплательщика попросту невозможно. Хозяйственное общество не обладает ни правами, ни возможностями контролирующих и правоохранительных органов для выявления нарушителей закона. Поэтому суды, как правило, не требуют от налогоплательщика осуществления каких-либо действий в области выявления подобных недобросовестных контрагентов.

Способ защиты налогоплательщика зависит от доводов налоговых органов. Посмотрим что можно противопоставить.

Налоговая выгода – это уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 г. № 53 (далее – Постановление ВАС № 53)).

Доктрина2. «Экономическая целесообразность сделки»

Автоматизированная система по сдаче отчетности, расчету налогов и зарплаты, выставлению счетов и актов.

Достаточно ли будет этих доказательств или нет, зависит от конкретных обстоятельств дела, но в глазах суда налогоплательщик будет выглядеть добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, непринятие во внимание фактов, которые могли бы быть выявлены налогоплательщиком своими силами, негативно воспринимается судебными органами.

В письме ФНС РФ дает рекомендации нижестоящим налоговым органам как в судах доказывать необоснованность налоговой выгоды — какие приемы применять, какие доказательства формировать и т.д. Фактически, ФНС, проанализировав причины провалов в судебных органах попытались, путем издания нижепредставленных методик, выглядеть в судах более убедительно.
Это налагает на нее и определенную ответственность в вопросах определения тех лиц, с которыми она вступает в отношения в процессе своей хозяйственной деятельности. Разумеется, она не может в полном объеме нести ответственность за действия своих контрагентов, однако должна проявить достаточную разумность и осмотрительность при их выборе.

Необоснованная налоговая выгода по НДС

Однако из анализа судебной практики можно сделать вывод, что такой преимущественности нет, если сомнительный поставщик только один [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2007 N Ф04-3011/2007(34267-А46-23)].
В данной статье мы проанализируем то, как сложившаяся арбитражная практика по спорам о необоснованной налоговой выгоде может измениться в связи с внесением в НК РФ норм, непосредственно посвященных необоснованной налоговой выгоде (Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Эти критерии: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

Свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды также могут участие в сделке недавно созданной фирмы, взаимозависимость сторон, разовый характер операции, наличие посредников.

Специальные предложения Аюдар Инфо

Федеральная налоговая служба в целях повышения эффективности деятельности налоговых органов сообщает следующее.

Это объясняется тем, что часто контролирующие органы предполагают, что наличие вышеприведенных критериев в действиях контрагентов налогоплательщика влечет образование необоснованной налоговой выгоды у самого налогоплательщика.

А на основании одних лишь допросов руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз, признают документы недостоверными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *