Обычное римское право и закон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обычное римское право и закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В древнейшую эпоху функции юристов в Риме выполняли жрецы (понтифики). Они составляли формулы судебных исков (legis actiones), а также занимались толкованием законов.

Обратимся к высказываниям самих римских юристов об обычаях. Ульпиан определял обычное право как молчаливое согласие народа, оформившееся в долгом привычном поведении. По значению римские юристы приравнивали обычай к закону. «Давний обычай небезосновательно соблюдается как закон, и это является правом, которое называют установленным обычаями (moribus).
В постклассическую эпоху обычай приравнивается к закону, если только он не противоречит здравому смыслу и закону.

Вопрос №10. Понятие и виды исков

Выражение «источники римского права» употребляется также в смысле источников познания римского права.

Fontes iuris romani). Изучению надписей посвящена специальная отрасль исторической науки — эпиграфика.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец — единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын — родственники 1-й степени, дед и внук — 2-й степени.

В республиканский период (до I в. н. э.) все законы принимались только народным собранием и именовались «leges» (например, lexAquilia — Аквилиев закон). Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. ОТКРЫТИЕ И ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА. ЛЕЖАЧЕЕ НАСЛЕДСТВО. СПОСОБЫ ПРИНЯТИЯ НАСЛЕДСТВА. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ПРАВУ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

В качестве примеров сенатусконсультов можно назвать senatusconsultum Macedonianum (1в.н.э.), лишивший исковой защиты договоры займа подвластного сына; senatusconsultum Velleianum (1в.н.э.), объявивший недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг, и др.

Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, известны попытки их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи.

При одновременном сосуществовании в Риме в течение длительного времени правовых обычаев и законов возникает вопрос: как соотносились друг с другом эти источники права?

Частное право включало в себя уполномочивающие и диспозитивные нормы, так как являлось областью, в которой вмешательство государства было ограниченным, и которая предоставляла простор для частных лиц.

Ценным источником познания римского права являются папирусы, изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки — папирология.

В дальнейшем эдикты стали приниматься в письменной форме. Они действовали только в период управления издавшего их магистрата, и следующий магистрат мог отменить или продлить их. В начале II в. н. э. эдикты были объявлены вечными и неизменными.

Обычное право в течение длительного времени играло существенную роль в регулировании разнообразных общественных отношений. Даже в эпоху принципата за правовыми обычаями признавалась такая же сила, как и за законами.

Ко­ренное противоположение свободных и рабов, бесправие рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю его историю.

Вопрос №6. Легисакционный процесс

Частное право (ius privatum) выражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами.

В республиканский период законы происходили через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что закон в республиканском Риме все-таки издавалось не так много; получили огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).

Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика); сюда же надо отнести: commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов); commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и прочее, в императорский период применяется термин consuetudo (обычаи).

Отмеченные признаки характеризовали правовой обычай в Риме. Римский юрист Юлиан говорит о давности (длительности) применения обычая и молчаливом согласии общества (считаем признание его государством в качестве общеобязательного правила) на его применение.

Подробнее об ограничениях для жрецов см.: Гончаров В.А. 2002: Сакральные предписания и политико-правовой статус фламина Юпитера / IVS ANTIQVVM. Древнее право. 10, 107-113.

Вопрос №23. Понятие вещей и их виды

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Правила поведения, складывающиеся в практике, имеются уже в догосударственной жизни, но тогда они, естественно, еще не имеют характера правовых.

Развитие Древнего Рима потребовало более определенных и динамичных форм прав образования. На место обычного права пришел закон — «писаное право».

Само формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, при котором правило приобретает типический характер и, если оно признано государством, то превращается в норму, обязательную для применения и на будущее время.

Вопрос №24. Право собственности и его виды

Даже исторический памятник — законы XII таблиц (V в. до н.э.) — по существу представлял собой, по-видимому, преимущественно кодификацию обычаев (с некоторыми позаимствованиями из греческого права).

Обычай является древнейшим источником обычного права. Повторяющееся и типичное в повседневном социальном поведении фиксируется членами общества как правильное, обязательное, нормальное поведение. Вырабатываются одинаковые правила общения, которые передаются из поколения в поколение, — то, что римляне называли «заветами предков» (mores maiorum).

Мой сын недавно сдал первый в своей жизни экзамен в вузе. Это было Римское право. Результат весьма неплох – 92 балла. Он почти все вопросы подготовил в электронном виде, и я решил, что этот труд не должен «погибнуть».

Не все свободные люди являлись, в особенности в древнейший пери­од Рима субъектами частного права. Первоначально полноправными людь­ми признавались лишь римские граждане. Все, не входившие в римскую об­щину, рассматривались в принципе как бесправные.

Вопрос №18. Зарождение юридических лиц

Претор и юристы относились с подчеркнутым уважени­ем к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям старых авторитет­ных юристов. Оно имеет целью подчеркнуть незыблемость права.

Ни претор, ни другие магистраты не обладали компетенцией в области законотворчества. Они не могли отменять или изменять законы, принимать новые. Закон не мог исходить от магистрата, поскольку закон в этот период выражает волю народа.

Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции.

Свободное от римских традиций, юс гентиум отличалось большей гибкостью, нежели цивильное, включая преторское право, оно широко черпает правовые нормы из права и торговых обычаев других стран античного мира, находившихся либо в торговых отношениях с Римом, либо попадавших под его господство.

В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсульты).

Коллегия приступила к созданию законов и первоначально составила десять таблиц, принятых в голосовании по центуриям. Затем, в связи с мнением народа о неполноте законов, к десяти таблицам в 450 г. до н.э. были добавлены ещё две. В итоге все двенадцать таблиц составили Законы XII таблиц (leges duodecim tabularum).

Гражданское право включает в себя нормы, регулирующие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права. В области торгового права — нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки.

Сам царь в некоторой степени связывался принятым народом законом и вынужден был соблюдать его, что логично следует из патрицианского строя римского государства. Именно патриции, коренные жители Города, являлись политической элитой, организованной в крупные самодостаточные роды, обладающие серьёзным политическим влиянием.

Вопрос №15. Правовое положение латинов и перегринов

Преторы не могли вступать в конфликт с императорской властью, подчиненные Сенату, они потеряли правотворческую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления, и они вынуждены были предоставлять специальные иски.

Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц «fons onrnis publici privatique iuris» источником всего публичного и частного права. Слово «источник» в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права; Ливии хотел термином «источник» обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

Фактически, тем не менее, местное обычное право имело немалое значение. «Какая разница, — пишет юрист 1, — выражает ли народ свою волю голосованием или делами и фактами?

Во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего наивысшего развития в Риме в первые века новой эры, и вообще ведение богачами крупного хозяйства вызвали необходимость подробной разработки разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и безжалостного отношения к должнику, не выполнившему договора.

Но даже спустя века существенные признаки закона в целом удерживаются на прежнем месте. Римский закон, дабы считаться таковым, должен быть, во-первых, исходить от компетентного органа законодательной власти, а во-вторых, быть издан в точно определённом порядке.

Обычай — один из древнейших социальных регуляторов. Правовой обычай являлся неизменным спутником развития права на протяжении всей истории человечества. Древнеримские Законы 12 таблиц базировались именно на правовых обычаях…


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *