Международная безопасность понятие принципы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международная безопасность понятие принципы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В современной российской политологии термин безопасность используется весьма широко. Так в научных сообщениях и печати помяло государственной безопасности используются термины общественная безопасность, внутренняя и внешняя безопасность, информационная безопасность. Как правило, эти термины отражают функциональные обязанности министерств и ведомств.

При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.
В современном мире национальную безопасность невозможно обеспечить только наращиванием военной мощи. Гонка вооружений подрывает не только международную, но и национальную безопасность. Следовательно, международная безопасность государств может быть только взаимной и всеобщей.

1.1. Специальные принципы международной безопасности

См., например, Устав ООН, Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года.

Цели просты, понятны и очень важны для человечества – предотвращение локальных военных и силовых конфликтов и повторения глобальной мировой войны.

Универсальная система коллективной безопасности строится в настоящее время на основе Устава ООН. Цен­тральное место среди органов ООН занимают Генераль­ная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН.

Глобальный характер современных международных отношений привел к появлению в середине прошлого века принципиально новой области международно-правового регулирования. Речь идет об отношениях в сфере обеспечения международной безопасности.

При этом следует учесть, что индивид не является субъектом МП и МП обязывает государство обеспечить реализацию его прав.

Перечисленные правовые средства обеспечения международной безопасности носят международно-правовой характер, так как их претворение в жизнь регламентируется соответствующими международными договорами. Перечень этих средств не является исчерпывающим.

Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания межд. мира.

Например, возрастающее экономическое неравенство государств с какого-то момента начинает представлять угрозу миру и безопасности, грубые и массовые нарушения прав человека провоцируют международные вооруженные конфликты и т.д.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Оба вида международной безопасности относятся к коллективной безопасности, то есть они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Как справедливо отмечает Л.А. Лазутин, «право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ»[8], рассмотрим их подробнее.

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры.

Принцип мирного разрешения споров. В рамках установленных критериев должного поведения государства руководствуются своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ I ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

Это связано с тем, что в условиях угрозы или посягательства на международную безопасность бессмысленно говорить о решении каких-либо других проблем международного сотрудничества.

Сформировался также и ряд отраслевых принципов: равенства и одинаковой безопасности; неделимости безопасности; ненанесения ущерба безопасности государств.

Юридическую основу современного права МБ составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Сформировался также и ряд отраслевых принципов: равенства и одинаковой безопасности; неделимости безопасности; ненанесения ущерба безопасности государств.

Право международной безопасности (МБ) — совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

США ясно дали понять (и продемонстрировали это на деле в ходе войны на Балканах 1999 г.), что именно НАТО должно стать главным гарантом европейской безопасности.

Московский экономический журнал 11/2019

Генеральная Ассамблея ООН может обсуждать лю­бые вопросы, относящиеся к поддержанию международ­ного мира и безопасности, в том числе рассматривать общие принципы сотрудничества в этой области и де­лать в их отношении рекомендации государствам и СБ ООН.
Устав ООН дает право СБ ООН прибегнуть к временным мерам по ст. 40 Устава ООН, чтобы предотвратить дальнейшее обострения ситуации. К таким мерам от­носятся прекращение огня, отвод войск на ранее зани­маемые позиции, вывод войск с оккупированной терри­тории и др.

Совет Безопасности ООН является постоянно действующим органом и имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопущения ее в будущем. Однако применить эти меры можно лишь при единстве всех государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Понятие Всеобщей коллективной безопасности Всеобщая коллективная безопасность представляет собой совокупность правовых и иных методов, направ­ленных на сохранение мира и предотвращение воору­женных конфликтов между государствами.

МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу и букве основных международно-правовых актов они должны стремиться к перспективе всеобщего и полного разоружения под международным контролем.Действующее международное право не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться.

К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления.Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничтожения.

Достижение международной безопасности – это императив международных отношений. Современная международная ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, в которой возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Принцип неприменения силы или угрозы силой. Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, а также от любых других действий, несовместимых с целями Объединенных Наций.

С этой целью они используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

Считается, что после 1991 года, когда стратегический паритет между двумя крупнейшими военно-политическими блоками больше не является главным фактором обеспечения международной безопасности ввиду исчезновения одного из этих блоков, а с ним и паритета, третий принцип трансформировался в принцип разумной достаточности.

Согласно закону .№ 257 1947 года под национальной безопасностью в официальных американских источниках понимается условие функционирования государства, являющееся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства от угроз извне или изнутри в открытой и подрывной форме.

Универсальная система коллективной безопасности основана на признании того факта, что мир неделим, что агрессия против какого-либо государства может привести к всеобщей войне.

В самом общем виде экономическая безопасность страны определяется степенью самообеспеченности экономики и ее эффективностью. Экономические неурядицы отражаются, прежде всего, на социальной стабильности государства.

Принципы права международной безопасности

ООН может потребовать от членов организации, какие именно меры применять для осуществления его решений (перерыв экономических отношений, средств сообщения, разрыв дипломатических отношений и др.).

Росту влияния этих центров силы способствует тот факт, что меняется сама природа силы в международных отношениях.

Особенностью источников данной отрасли международного права является большая роль так называемого «мягкого права»: решений различных международных организаций, главным образом — резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Эти решения, не обладая для государств обязательной юридической силой, пользуются большим морально-политическим авторитетом и большей частью выполняются на практике.

Достоинство «концерта держав», по мнению сторонников этой концепции, заключается в его лучшей управляемости и, соответственно, большей эффективности, ибо в рамках такой конструкции легче согласовать позиции и принять решение, чем в организациях, насчитывающих десятки или даже сотни (ООН) членов.

Глава 10 Право международной безопасности

Каждой из рассмотренных выше областей деятельности государства и общества соответствует свой вид безопасности (политической, военной, экономической, социальной и экологической).

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для повышения материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип уважения прав человека. Универсальные международные стандарты прав человека и механизмы их защиты.

Гончаренко Вячеслав Юрьевич (категория А, А1)

Право международной безопасности представляет со­бой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокраще­ния вооружений.

В соответствии с новой стратегической концепцией НАТО, принятой весной 1999 г., зона ответственности этого блока расширяется за счет включения в нее сопредельных регионов. Любопытно, что, с точки зрения ряда экспертов, НАТО не только выполняет задачи военно-политического союза, но и все больше приобретает идентификационно-цивилизационные функции.

СБ ООН всегда должен быть полностью информирован о действиях, предпринятых региональными системами для поддержания мира и безопасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *